Современное поколение православных христиан было вынужденно взращивать свою веру в очень непростых условиях, что не могло не сказаться на чистоте исповедания Христа. Несмотря на то что Церковь прикладывает все усилия, чтобы православие никак не соотносилось с язычеством и магией, в народном сознании эти вещи очень часто тесно переплетаются. Одной из таких традиций, впитавшей в себя как православную основу, так и языческий подтекст, является освящение четверговой соли и дальнейшее ее использование. Так что же в ней от Христа, а что от лукавого? Попробуем разобраться.
Что такое четверговая соль
Четверговой называют соль, принесенную в храм на службу в Великий Четверг, перед Пасхой. Она освящается специальной молитвой, после чего используется с особым благоговением верующими. И действительно, в православном Требнике можно найти молитву, которой благословляется и освящается этот продукт. Это и стало основной причиной народного почитания «четверговой соли».
Важно! Приписывание минералу особых магических свойств, способности уберегать от злой силы, отгонять бесов и прочее — это все не что иное, как языческие пережитки, плотно вписавшиеся в современное православие.
Однако рядом с этими молитвами можно найти тексты на благословение урожая, меда, винограда и прочих земных плодов. Почему же им не приписывается столь магическое значение?
Приготовление «четверговой соли» не имеет ничего общего с настоящими традициями Православия
Особое отношение к соли сложилось исторически. В Евангелии мы видим строки, которые говорят, что уверовавшие во Христа являются «солью мира». Суть этих слов в том, что, как соль в еде подчеркивает и раскрывает вкус пищи и без нее блюдо будет невкусным, так и люди не будут иметь духовной наполненности без веры в Христа.
У славян, которые много веков были язычниками, соль считалась сильным оберегом от злых сил. В историко-этнографических исследованиях можно найти множество свидетельств, как при помощи именно этого минерала изгонялись злые духи, снималась порча и сглазы, исцелялись одержимые.
Интересно! Прослеживается такая закономерность: главные обереги от нечистой силы (чеснок, серебро, соль и т.д.) все относились к обеззараживающим и антисептическим веществам.
Не обошли народные традиции и Великий Четверг перед Пасхой. Почему именно в этот день нужно было освящать соль, хотя в Требнике с молитвой ничего не сказано о конкретном дне и благословение можно совершать когда угодно? И снова на этот вопрос отвечает народная традиция.
Именно Великий Четверг был главным днем приготовления к празднованию Светлого Христова Воскресения. Страстная Пятница налагала особо строгий пост, в Великую Субботу в храме идут важнейшие богослужения. Поэтому самым близким к Пасхе днем, который можно посвятить приготовлениям к празднику, остается Великий Четверг.
Чего только не придумал наш народ в качестве правил этого дня! Часто этот день назывался «чистым четвергом», поэтому в деревнях рано утром топили бани, где вся семья в обязательном порядке купалась. В некоторых уголках России было принято утром на рассвете идти на ближайшую реку за водой, а потом умываться ею — это якобы сулило здоровье на весь год. Множество народных суеверий связано с этим днем, и особое освящение соли — одно из них.
Готовилась она, чаще всего, так: обычный минерал, который в древние времена имел вид камня, прожаривали в печи до темного цвета. Огонь, по верованию наших предков, также обладал очистительной силой и усиливал магические свойства соли.
Соль становилась черного цвета из-за того, что ее пережигали в печи
Использовалась четверговая соль на праздновании Пасхи — ею посыпали яйца и любые блюда праздничного стола. Остаток принято было хранить весь последующий год, прикладывать его к больным частям тела, посыпать порог, чтобы злая сила не вошла в дом, кидать в след злым людям от сглаза и так дальше.
Конечно же, православная Церковь очень далека от подобного магического использования любого освященного предмета. Вера в особую силу четверговой соли — не более чем народное суеверие.
Что говорит православие
В то же время, для чего-то же существует специальная молитва, призывающая благословение на соль. Эта молитва имеет очень древнее происхождение. Соль в христианском вероучении имеет определенный духовный смысл — она указывает на истинную веру в Иисуса Христа, как то, без чего нельзя спастись человеку. В современной церкви соль используется при приготовлении священного хлеба, поэтому церковь освящает ее как важный продукт.
Важно! Освящение соли стоит в одном ряду с освящением любых других продуктов питания — чтобы человеку вкушал свою пищу с благословением и благодарностью Богу.
Кроме того, ни в одной богослужебной книге нет указания на то, что минерал должен освящаться именно в Великий Четверг. Делать это можно совершенно в любой день, от этого соль не станет более или менее «сильной».
Православная церковь говорит, что соль можно освящать вместе с другими продуктами
Несмотря на то что вера в особую силу четверговой соли является суеверием, некоторые православные священники проводят практику ее освящения. Иногда это связано с очень прочной традицией тех мест, где служит батюшка. Также имеет смысл такое действие с целью освятить прежде языческий культ, чтобы внести в него новое, христианское, значение.
Итак, приносить в храмы соль для освящения можно, никакого греха в самом этом факте нет. Делать это можно не только в Великий Четверг, но и в любой другой день церковного года. Однако приписывать ей какую-либо особую чудодейственную силу не стоит. Использовать ее нужно по прямому назначению — в пищу. Освящение, как и благословение любых других продуктов, не возводит соль в ранг великой святыни.
Православие очень богато святынями, доступными верующим ежедневно. Это и святая вода, и святой елей, и просфоры, и артос. Пользуясь этими великими дарами всемилостивого Господа, мы можем получать всю полноту благодати. Безусловно, нужно не забывать и об участиях в Таинствах, особенно в Таинстве причастия Тела и Крови Христовой. Но уж точно нет никакой необходимости выдумывать себе новые «чудодейственные» святыни, наподобие четверговой соли, да еще и наполнять их языческим и магическим смыслом. Такой подход очень далеко отстоит от учения нашей Церкви.