Иосиф Волоцкий

Православная церковь за время своего существования пережила несколько потрясений и расколов, однако самым серьезным считается конфликт, произошедший между последователями Иосифа Волоцкого и Нила Сорского — видными православными деятелями, которые были сторонниками противоположных христианских мировоззрений. Основной причиной конфликта был монашеский устав и деятельность монастырей на Руси.

Иосиф Волоцкий — это один из выдающихся православных просветителей, который до сих пор своей позицией и мировоззрением вызывает горячие споры среди богословов. Кто такой Иосиф Волоцкий и почему его убеждения принесли смуту в православной среде?

Жизнеописание

Родился будущий монах и богослов 14 ноября 1439 года в дворянской семье Иоанна и Марины Саниных, и при рождении получил мирское имя Иван. Семья жила и служила при князе Борисе Волоцком и была довольно обеспеченной — владела деревней Язвище, которая была расположена в Волоцком княжестве. Данных о роде Саниных сохранилось немного, известно лишь что они вышли из Литвы и стали служить князю Волоцкому.

Преподобный Иосиф Волоцкий

У Ивана были 3 брата и все они получили отменное образование, которое и положено получать маленьким дворянам — Иван знал 3 иностранных языка, обучался грамоте в Крестовоздвиженском монастыре города Волоцка у старца Арсения. Юноша с ранних лет проявлял большой интерес к учебе, и родители решили в 7 лет отдать сына на полное обучение к послушникам.

В обители Иван за год прочитал и изучил Псалтирь, а за второй год пребывания полностью прочел и изучил Священное Писание. Мальчик отличался невероятной памятью и цитировал наизусть большие отрывки из Библии, Псалтири и Апостола. Впоследствии старец Волоцкий читал молитвы и песнопения по памяти, не используя книги.

Иноческий путь

Пребывание среди послушников с ранних лет предопределило будущее мальчика — Иван принял решение посвятить жизнь на служении Господу. В 20 лет он получил благословение своего наставника старца Арсения и вначале стал послушником в Саввином Тверском монастыре у игумена Варсонофия, но спустя время перешел в более строгий устав Пафнутия Боровского, где в 1460 году принял постриг в иноки и получил новое имя — Иосиф.

Послушание юноши началось на подворье Рождества Богородицы Боровском, где наставником для него стал старец Пафнутий. Спустя время, отец мальчика Иоанн сильно заболел и вскоре его полностью парализовало. Он также принял решение принять монашеский постриг и вскоре сделал это, приняв имя Иоанникий.

Интересно! Постриг приняли многие в роду Саниных, вначале отец и мама Марина — она получила имя Марии стала послушницей женского Волоколамского подворья. Генеалогическое древо монаха показывает, что 14 мужчин семьи приняли постриг в иноки, а также 4 женщины стали монашками.

Многие из Саниных достигли высоких позиций в Лоне Православной Церкви — родной брат стал архиепископом ростовским Вассианом, второй брат — епископом Тверским Акакием, а племянники известны как выдающиеся мастера иконописи Досифей и Вассиан (Топорковы).

Монашеский подвиг

Иосиф, после благословения наставника, принял для себя послушание — на плечи инока полностью легли заботы о больном отце. Он ухаживал за парализованным старцем в течение 15 лет, что помогло ему смиряться духовно и расти в Господе.

Помимо послушаний у наставника (иногда они были чрезмерно тяжелыми), заботе о парализованном отце и посещение больных и умирающих, инок выполнял обязанности певца и чтеца на клиросе — юноша имел хорошие музыкальные способности и служил голосом во время богослужений.

Икона святого Иосифа Волоцкого

Память инока сослужила ему хорошую службу и в этот раз — отличное знание церковного устава позволило ему стать экклесиархом или уставщиком, который следил за правильным ходом службы. На Боровском подворье преподобный провел 18 лет — он исполнял различные послушания, укреплялся в вере Богу, усмирял гордость и плоть, выполняя тяжелую и постоянную работу наравне с прочими монахами.

Служение в роли игумена

Заслужив любовь наставника Пафнутия, Иосиф после смерти игумена и по его посмертному желанию, становится руководителем Пафнутьево-Боровского монастыря в 1477 году. Новый руководитель стремился ввести в общине более строгий устав и хотел, чтобы монахи жили по общежительному принципу, который является распространённым в Киево-Печерской и Троицкой Лавре.

Этот устав подразумевает наличие у братии больших угодий и земель — благодаря состоятельности монахи могут строить храмы, служить большему количеству нуждающихся, принимать у себя болящих и основывать школы, приходы и богадельни. Однако этот же устав часто вызывает искушение у братии — большие средства приводят к большим грехам.

Иноки Боровские воспротивились желанию их нового игумена — они не желали принимать новый устав и не желали обретать большие угодья. Именно по причине разногласий с братией юноша занимал должность игумена 2 года и после принял решение покинуть обитель со своими сторонниками (среди них был и Герасим Черный), чтобы найти понимание в других местах.

Преподобный Нил Сорский

Несколько месяцев он пробыл в Кирилло-Белозерской лавре, где, предположительно, познакомился с Нилом Сорским. Тем не менее, он вновь принял служение наставника в Боровской обители через 2 года своих странствий, но это произошло по приказу князя московского Ивана III.

Инок так и не нашел обители, которая бы полностью удовлетворила искания и видение монашеской жизни. Однако братия так и не смогла смириться и принять идеи своего игумена, они неоднократно просили Ивана III назначить им нового руководителя и в итоге игумен принял решение добровольно освободить занимаемый им пост, чтобы избежать скандалов и бунтов братии.

Иосифо-Волоколамская обитель

В 113 верстах от Москвы на свободном участке земли Иосиф Волоцкий основал собственный монастырь в честь Успения Богородицы, который впоследствии стал называться Иосифо-Волоцким. Основным покровителем обители стал князь Волоцкий Борис, который являлся родным братом правителем Московского княжества Ивана III. Именно благодаря финансовой поддержки главы княжества быстро построили каменный храм и келии для братии.

Основывая собственную обитель, игумен наконец получил возможность создать и соблюдать собственный устав, который был довольно строгим. Конечно, главным отличием новой обители от Боровской стал общежительный принцип, по которому жили иноки. Основой же главного Устава было нестяжательство, а также:

  1. Общее хозяйство — оно принадлежало послушникам и доходы шли на нужды братии и на служении мирянам.
  2. Общее имущество — монахи владели одеждой, обувью, пищей и прочими вещами наравне, т.е. у иноков не было собственного имущества. Без благословения и разрешения игумена монахи не имели права принести в собственную келью даже книгу из библиотеки обители.
  3. Служение милостыни — часть трапезы монахи делили с неимущими, которые приходили на ужин из ближайших городов и сел. В некоторые дни братия кормила до 700 человек.
  4. Труд и молитва — это основа жизни в монастыре. Иноки занимались ведением хозяйства, физическим трудом и молитвой постоянно, на отдых оставляя минимум времени в сутках.
  5. Праздность считалась орудием обольщения диавола.

Подобный устав считался одним из самых строгих в монашестве, не многие могли выполнять его. Однако братия насчитывала до 30 иноков, которые помимо постоянных послушаний занимались и просветительской деятельностью — переписывали книги для богослужений, труды святых отцов церкви, писали иконы.

Иосифо-Волоцкий мужской монастырь в Московской области

Вскоре библиотека в обители стала одной из самых лучших среди всех монастырских книжных собраний Руси. Сам преподобный стал местным духовным наставником для мирян — к нему приходили за советом, молитвой и словом со всех краев княжества. Он уделял время каждому, стараясь ответит на волнующие вопросы и посеять в сердца Божье Слово.

Старца считали покровителем слабых и неимущих, отцом для нищих и настоящим пастырем. Знатные люди княжества брали настоятеля в наставники для своих детей, приезжали на исповеди к игумену и за советом. Многие князья состояли с просветителем в письменной переписки, открывая свое сердце и прося совета в сложных обстоятельствах.

Умер Иосиф Волоцкий в 1515 году в сентябре. Он записал Устав своего монастыря и последним наставлением игумена было не отступать от созданного им плана жизни для монахов. Похоронили старца в церкви обители, где со временем стали происходить разные чудеса.

Иосифляне: основные идеи

Иосиф Волоцкий был не только аскетичным монахом, но и активным деятелем, который активно высказывался по разным вопросам, касательно монашеского и церковного устава. Взгляды настоятеля Волоцкого разделяли многие православные, что привело к формированию так называемых иосифлян — последователей старца, которые отстаивали его взгляды.

Интересно! Они достаточно резко вели себя в полемике с последователями Нила Сорского, который имел совершенно иные взгляды. Основной идеей движения было отстаивание права монастырей на владение земельными угодьями.

Преподобный монах активно выступал за общежительный строй монастырей — владение большими земельными угодьями позволяет монахам не только существовать без переменной поддержки спонсоров, но и вести активную просветительскую деятельность среди населения, также занимаясь милостыней и благотворительностью. Нил Сорский же выступал против землевладений монастырей, выступая за полную аскезу.

Памятник Иосифу Волоцкому, Иосифо-Волоцкий монастырь

Подвижники несли в массы христиан идеи наставника, они стремились не только изменить течение монастырских обителей, но и добиться изменений в государственных законах, чтобы монахи получили законное право на владение землей. Кроме этого, они также выступали за:

  • необходимость храмовых украшений,
  • полезность обширного хозяйства у иноков,
  • обеспечение населения продовольствием во время неурожая,
  • открытую деятельность обителей,
  • необходимость в украшении церквей росписями,
  • миссионерское служение среди мирян,
  • полезность богатых украшений для икон и церковной утвари.

Активное противостояние двух течений достигло апогея в 1504 году, когда иосифляне выступили на Всеобщем Церковной Соборе с резким осуждением нестяжателей (последователей Нила Сорского). Их поддержал князь Иван III Васильевич и они получили признание Церкви.

Литературная деятельность

Преподобный не только вел активную просветительскую и монашескую деятельность, он также является автором нескольких литературных трудов. был талантливым церковным писателем.

Иосиф Волоцкий – небесный покровитель православных бизнесменов

Перу игумена принадлежат труды:

  • книга «Просветитель» — основательное православное пособие, которое было создано как средство борьбы против ереси жидовствующих,
  • «Ответ недоверчивым» — книга о жизни русских святых в монастырях,
  • «Послание иконописцу» — советы и пожелания всем мастерам, которые обладают талантом создавать святые образа,
  • «Три слова о почитании икон» — труд, который раскрывает важность иконописи,
  • «Послания» — собрание писем, которые были написаны для ряда влиятельных людей своей эпохи, среди которых князь Иван ІІІ, архимандрит Васиян, митрополит Симон и прочие.

Литературные труды настоятеля до сих пор не утратили своей значимости — он поднимал и раскрывал важные для православного общества темы, такие как почитание святых русских монахов, иконопись, борьба против различных ересей.

Важно! В посланиях не просто приведены мысли монаха, но изложены мысли философа и богослова, который переживает и радеет за русскую Православную Церковь.

Канонизация преподобного Иосифа

Спустя 64 года после кончины, Священный Синод пересмотрел жизнь и труды монаха и пришел к выводу, что этот христианин достоин чести быть присоединенным к Лону Святых Русской православной церкви. Заслуги в борьбе с ересями, стремление расширить сферу влияния монастырей, желание заботится о нищих и голодных — все это стало причиной канонизации монаха.

Мощи святого Иосифа Волоцкого в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря

Иосиф Волоцкий был канонизирован в 1579 году, святые мощи до сих пор хранятся в церкви Успения Иосифо-Волоцкого монастыря, вместе с веригами, которые использовал преподобный при жизни. В 2009 году на подворье был поставлен памятник русскому подвижнику монашества.

В декабре этого же года Патриарх Руси Кирилл объявил святого небесным покровителем православного предпринимательства и специалистов материально-технического обеспечения Вооружённых сил РФ — ему следует молиться всем бизнесменам и военным техникам. День памяти святого отмечается 9 сентября и 18 октября.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гороскопы на все случаи жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: