Пафнутий Боровский

О преподобном старце Пафнутии Боровском и монастыре, созданном им, сложено немало красивых легенд. И это несмотря на то, что старец был самым суровым, самым строгим настоятелем среди русских обителей. Будто доказывал он каждый день окружающим и, прежде всего, самому себе, что он истинно православный, несмотря ни на происхождение, ни на занятие его предков.

Житие святого

Когда Русскую землю завоевал хан Батый, опустошив ее мечом и огнем, вместе с его войском пришел сюда и прадед Пафнутия Боровского. И остался здесь в качестве баскака, — татарского чиновника, собиравшего подати с русских людей. Такой род занятий был присущ прадеду, а затем и деду будущего святого.

Последний из них во время восстания русских людей против татар был крещен в православную веру. И уже отец и мать Пафнутия Боровского отличались многими христианскими добродетелями, крепкой верой и благочестием. Своего сына Парфения (имя, данное в крещении) они вырастили как подобает православным христианам.

Чудотворец Пафнутий Боровский

Отрок Парфений рос и совершенствовался не только телесно, но и усваивал духовные истины, которые накрепко прививались на благодатную почву его души. Преуспевал он в грамоте, особенно в чтении Божественного Писания. Отрок рос кротким, незлобивым, целомудренным, избегал пустых разговоров и ненужного общения.

Когда ему исполнилось 20 лет, оставил дом, родителей, друзей и ушел в монастырь, отрекшись от любви к миру. И родные братья Парфения, коих в семье было трое, также выбрали для себя монашескую стезю. Это их решение благочестивые родители приняли как милость Божию, не смотря на то, что это прерывало их род, так как монахам предписано безбрачие.

Высоко-Покровская обитель, которую избрал для своих подвигов Парфений, находилась недалеко от того, места, где он родился и вырос (с. Кудиново, впоследствии г. Боровск). Здесь молодой послушник вскоре принял постриг с именем Пафнутий.

Интересно! Настоятель монастыря отдал молодого инока в послушание к старцу Никите, который в свое время находился на послушании у самого преподобного Сергия Радонежского. Так новопостриженный монах вступил на духовную стезю, проложенную задолго до него «игуменом земли Русской».

Пафнутий научился у старца Никиты многим иноческим добродетелям. Он завоевал всеобщее уважение и любовь. Когда настоятель Маркелл отошел в мир иной, братия монастыря единодушно избрала Пафнутия на его место. Всероссийским митрополитом св. Фотием был посвящен в сан игумена и получил от него благословение на должность. Новый игумен являл собой добрый образец для братии монастыря и заботливо относился к каждой из вверенных ему душ.

Будучи настоятелем обители, преподобный Пафнутий трудился больше всех. Весь день проводил в монастырских трудах, а ночью молился. И Господь наградил своего верного раба многими духовными дарами:

  • дивными откровениями,
  • вещими снами,
  • рассудительностью,
  • прозорливостью,
  • исцелениями больных, страждущих,
  • способностью читать на лице человека его страсти,
  • другими дарованиями Святого Духа.

Так прошло больше десятка лет. Преподобный, как опытный врач, исцелял болезни и немощи тех из своей братии, кто стоял на пути греха. Подобно доброму пастырю он исторгал из волчьей пасти овцу, и нес на своих плечах домой в царство небесное.

Строительство монастыря

Около тридцати лет подвизался в Покровской обители, из них тринадцать лет — игуменом. В 45 лет он тяжело заболел. И, готовясь к кончине, принял Великую схиму. Но, как это часто бывает в духовной жизни, неожиданно выздоровел. Для Пафнутия это стало знаком свыше.

Он отказался от игуменства и направился на поиски тихого уединенного места. И нашел его недалеко от прежнего монастыря, на противоположном берегу реки Протвы, всего в четырех километрах. Так как к нему присоединяется все больше братьев, основал здесь обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Новая обитель стала быстро расти. Благодаря авторитету святого Пафнутия монастырь стал одним из самых многочисленных среди других таких общин. Насчитывал 95 человек братии. Датой основания обители, которую сам преп. Пафнутий называл домом Пресвятой Богородицы, считается 1444 год.

Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь в Калужской области

Именно тогда началось строительство деревянной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы. И затем только через тридцать лет возникает на том же самом месте храм, выполненный уже из белого камня и так же названный в честь Матери Божьей.

Пафнутьево-Боровский монастырь исполнял, конечно, функции духовной обители. Безусловно был и оборонительным сооружением. Обитель много раз перестраивалась, но сохранила всю серьезность и суровость, присущую древним русским постройкам. Вначале все монастырские здания и ограда были деревянными. Монолитные высокие стены, превратившие обитель в суровую пограничную крепость, облик которой сохранился до нашего времени, появились лишь в конце 16-го века.

Здесь работал знаменитый зодчий Федор Конь, известный своими постройками в Кремле. Монастырь превращался именно в крепость благодаря тому, что находился в стратегически важном месте на подступах к Москве и на окраине княжества. Обитель была окружена не только стенами, но и башнями:

  • Круглая (16 век), — самая древняя,
  • Георгиевская (17 век), — через которую раньше осуществлялся въезд в монастырь,
  • Оружейная, — где хранились оружейные запасы,
  • Сторожевая, — самая высокая, на ней располагалась охрана,
  • Измены, — через которую, возможно, проникли захватчики,
  • Поваренная, — где находилась поварня.

Между поваренной и Георгиевской башней в 17 веке были проломлены еще одни ворота. Раньше их называли Проломными, сейчас — Святыми, потому что именно через них осуществляется единственный вход в обитель.

Собор Рождества Богородицы в Пафнутьев-Боровском монастыре

В красивейшем архитектурном ансамбле обители особо выделяется ее главный храм — собор Рождества Пресвятой Богородицы, где находятся рака с мощами преподобного Пафнутия. Самым высоким зданием монастыря, его архитектурной доминантой является пятиярусная колокольня, на стенах которой сохранились уникальные изразцы, выполненные мастером Степаном по прозвищу Полубес.

Подвиги и личность святого

Далеко неслась слава о подвигах св. Пафнутия, привлекая в новую обитель все больше любителей благочестия. Преподобный был строгим постником, выбирал себе все самое худшее: пищу, одежду, прочие необходимые для жизни вещи, удобства. Его мантия, обувь сгодились бы разве что последнему нищему, — в таком убогом состоянии они находились.

Он первым приходил на послушания, молитву. Выбирал для себя самую тяжелую работу:

  • обрабатывал землю,
  • ухаживал за садом,
  • рубил и носил дрова,
  • выполнял другие послушания.

Зимой, когда работы было меньше, уделял много времени чтению, плетению рыболовных снастей. Преподобный никогда и никому не позволял прикасаться к своему телу, — так строго он соблюдал правила целомудрия. Женщин вообще не пускал к себе в обитель ни под каким предлогом. Остальным монахам запрещал всяческие разговоры о них.

Преподобный Пафнутий Боровский

К нему, как к искусному лекарю, отовсюду шли миряне, простые и знатные люди, — и всех он принимал с радостью, вел поучительные беседы, утешал, наставлял. Подвижник был нелицеприятен, не боялся сильных мира сего. Со смиренными людьми был добр, ласков, но гордых — не жаловал.

Был также милостив, любил заботиться о нищих. Кормил бедняков в дни голода, нередко по тысяче человек в день, тем самым источая монастырские запасы. Но Господь, видя такую Боголюбивую щедрость, на следующий год посылал умножение земных даров многократно.

Чудеса святого

Преподобный Пафнутий был удивительно терпелив в житейских нуждах и никогда не терял надежду на помощь Божью. Однажды накануне праздника Пасхи в обители совершенно не было рыбы. Братия была опечалена и роптала. Но святой Пафнутий призвал их не гневить Господа и не печалиться, — все образуется с помощью Божьей.

Такая надежда преподобного подвижника принесла свои плоды. Вечером, накануне великого праздника, один из монахов заметил, что вода в реке разлилась и возле берега собралось огромное количество хорошей рыбы. Святой Пафнутий прославил Всемилостивого Бога и благословил забросить рыбацкие сети. Улов превзошел все ожидания. Рыбы хватило на всю Светлую седмицу, давать по два раза в день.

Еще один случай, красноречиво свидетельствующий о святости игумена Пафнутия. Иконописцам, работающим в обители, преподобный запретил вкушать на территории обители мясо. Вначале они соблюдали это правило, но затем, уступив соблазну, принесли в монастырь часть вареной туши ягненка.

Икона святого Пафнутия Боровского

Первым попробовал еду иконописец по имени Дионисий. Но внутри он обнаружил множество червей и вынужден был выбросить все собакам. Более того, этот человек вскоре покрылся струпьями. Он принес покаяние игумену и тот, собрав братию монастыря, провел соборный молебен. Омыл святой водой тело страждущего и струпья от его тела отпали сами собой.

Монастырь был окружен густым лесом, в котором водилось множество разных животных, птиц. Много было и воронов. Они гнездились у самых стен монастыря, и игумен часто наблюдал за ними из своего окна. Преподобный Пафнутий запретил ловить и убивать этих птиц.

Однажды один из охотников, проезжая мимо монастыря, увидел стаю летящих воронов и, натянув лук, убил одну птицу. Но тут заметил, что его голова, повернутая в сторону летящего ворона, так и не смогла повернуться в нормальное, естественное положение.

Раскаяние охватило незадачливого охотника и тот отправился к преподобному, просить прощения за нарушение его завета. Вновь были созваны все иноки монастыря, служился молебен. Юноша, осененный святым крестом в руках преподобного Пафнутия, был исцелен.

Кончина святого

Преподобный Пафнутий дожил до глубокой старости. Лишь, когда ему было 83 года, Господь за неделю возвестил старца о скорой кончине. Это случилось вскоре после Пасхальных праздников, весной 6 апреля 1477 года. Все оставшиеся дни жизни святой провел в молитве, допуская к себе лишь братию монастыря. Он отказывал во встрече мирянам, в том числе и самым знатным, богатым из них, отсылая обратно их дары.

Как и предсказал Господь, преподобный старец почил через неделю, успев за это время несколько раз причаститься, неоднократно побывать на литургии. Братья-монахи помогали святому выстоять службу, поддерживая его под руки. Преподобный скончался 1 мая 1477 года, около семи часов вечера, за час до захода солнца.

Святой преподобный Пафнутий Боровский

Святой Пафнутий заповедал похоронить его только в присутствии монахов родной обители. Но так как это случилось глубоким вечером, погребение отложили на 5 утра следующего дня. Как только похороны состоялись, весть о кончине преподобного просочилась за врата обители и сюда начали стекаться толпы мирян, желающих проститься с любимым батюшкой.

Почитание святого

Начиная с 1531 года начали поместно отмечать день памяти св. Пафнутия. Московский митрополит Даниил при поддержке собора епископов благословил на богослужениях петь канон и читать житие Пафнутия Боровского.

В 1547 году собор установил уже общецерковное почитание преподобного. Мощи, принадлежащие Пафнутию Боровскому почиют в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, — главном храме обители, основанной святым.

В чем помогает молитва святому

Святому возносят молитвы о даровании благочестия и крепкой веры, душевного и телесного здоровья. Он помогает молящимся вести богоугодную, тихую жизнь, получить прощение и оставление грехов, сподобиться доброй христианской кончины и райского блаженства.

Святому Пафнутию молятся о мире и благоденствии в родном Отечестве. Помогает он верующим супругам обрести долгожданное счастье иметь собственных детей. Существует мнение, что благодаря молитвам преподобному Пафнутию был зачат и рожден царь Иоанн Грозный.

Современность

Обитель, основанная святым, и по сей день существует, не угасают в ней молитвы и монашеский дух. Расположен Пафнутьево-Боровский монастырь в Калужской области.

Богослужение в Пафнутьев-Боровском монастыре

По меркам нашего времени это совсем недалеко от города Москвы, всего лишь каких-то сто километров. Боровск — один из самых примечательных малых городов России. В 2000 году ему был присвоен статус исторического места.

И не случайно. Он славится и своей живописной природой, и богатством старинной архитектуры, и святостью древних намоленных мест. Но особенно привлекает в этом заповедном уголке знаменитый Пафнутьево-Боровский монастырь, о которой и идет речь в нашей статье.

Предтечей современной обители, как уже упоминалось, стал Высоко-Покровский Боровский монастырь, где и начинал свои духовные труды преподобный Пафнутий. Он был назван Высоким, потому что располагался на возвышенности, на крутом скалистом берегу реки Протвы. Именно на это место в свое время пришел отрок Парфений и принял постриг.

В смутное время Высоко-Покровский монастырь был сожжен литовско-польскими интервентами. В 1610 году он был разрушен войском Лжедмитрия. Поэтому до нашего времени не сохранился каменный храм Покрова Богородицы, в котором подвизался преподобный Пафнутий, а также другой храм Вход Господень в Иерусалим.

Памятник Пафнутию Боровскому

После Смутного времени, по повелению царя Михаила Федоровича, храм Покрова Пресвятой Богородицы был восстановлен в 1621 году. Но уже для постройки использовались сосновые бревна, без единого гвоздя. Его уникальность в том, что он сохранился до нашего времени. Климат Центральной России мало к этому располагает. Таких сохранившихся храмов здесь осталось очень мало.

Был отреставрирован в 2010 году. Напоминает всем нам о том, какими приемами пользовались древнерусские мастера деревянного храмового зодчества. Стены храма, сложенные из толстых сосновых бревен, расточают в воздухе аромат цветущих деревьев и деревянного сруба. Всем своим видом он напоминает знаменитые деревянные храмы Севера.

Не случайно его еще называют Боровскими Кижами. В 2000 году уникальная церковь стала подворьем Свято-Пафнутьевского монастыря. За алтарем Покровского храма находится часовня (1868 г.), где похоронены родители святого Пафнутия, блаженный Иоанн и Фотиния. Монахи монастыря поминают их на каждой службе.

От Покровского храма спустившись вниз по широкой мраморной лестнице можно попасть к знаменитому святому источнику.

Святой источник Пафнутия Боровского

По преданию, он был открыт еще в начале 15 века, когда в Высоко-Покровской обители подвизался Боровский чудотворец, преподобный Пафнутий. Сегодня возле святого источника Покрова Божьей Матери выстроена небольшая купель. Здесь же построена трапезная для паломников, где находится и русская печь, и всегда можно вкусно перекусить.

Добраться до Покровского храма и Боровского монастыря из Москвы можно на электричке с Киевского вокзала. Поезд следует по направлению Малый Ярославец или Калуга. Выйти нужно на станции Балабаново. Дорога займет около 2-х часов. Далее нужно еще полчаса доехать на маршрутном такси или автобусе до Боровска.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гороскопы на все случаи жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: