Сыктывкарская епархия — объединение церквей и приходов Русской Православной Церкви на юге республики Коми, в Сыктывкаре находится управление и кафедральный собор св. Стефана.
История епархии
К язычникам — зырянам православные миссионеры добрались только в четырнадцатом веке. Господь дал им особую ревность в распространении христианской веры в Коми среди идолопоклонников, многие из священников прошли нелегкий путь святых мучеников.
Первые игумены
Стефан был монахом в мужской Ростовской Григорьевской обители, когда в его сердце буквально воспламенилась любовь к зырянам, утопающим во мгле идолопоклонства. Понимания, что донести Слово Божье легче на родном языке жителей Коми, посланник Божий не только учит язык зырян, он составляет азбуку для них и самостоятельно переводит богодухновенные книги.
Святитель Стефан Пермский
В 1376 году московский епископ Герасим благословил Стефана на миссионерство, великий князь Дмитрий Иванович Донской выдал охранную грамоту. Услышав проповеди на родном языке, зыряне селения Пырас массово крестились, но шаманы и идолопоклонники наполнились ненавистью и поклялись убить миссионера.
Пройдя с проповедями вдоль реки Вычегда, святой перешел к устью реки Выми, основав в центре зырянского края первый Благовещенский храм, а вскоре неподалеку от него возвышалась церковь Архангела Михаила, со временем переросшая в монастырь.
Интересно! В обители по благословению святого Стефана открылось училище, обучение в котором шло на зырянском языке. В течение семи лет многие жители Пыраса и Гама приняли крещение, край нуждался в игуменском попечительстве и покровительстве.
В 1383 году Стефан возвращается в Москву, где принял хиротонию от митрополита Пимена и священного Собора. Зная апостольские труды священника, великие князья одарили проповедника богатыми подношениями перед возвращением того в новосозданную Пермскую епархию с центром в Усть-Выми.
Прибыв на место, епископ Стефан рукоположил в священники и диакона избранных местных жителей. В течение 13 лет епископ и сподвижник Божий, обладая даром любви Творца, стал настоящим благодетелем пермского народа:
- помогал материально,
- организовывал поставку продуктов,
- защищал от притеснителей,
- ходатайствовал об уменьшении податей.
Вскоре в уделе были освящены новые церкви и монастыри, многие из них к великому сожалению не сохранились до нынешнего времени. В 1396 году во время посещения Москвы епископ заболел и умер, его мощи похоронены в храме Спас-на-Бору.
Умершего основателя пермской епархии сменил епископ Исаакий в 1398, в течение 18 лет служивший духовным окормителем края. В это время был освящен монастырь Святой Троицы в селе Мыелдино.
Святитель Герасим, возглавивший Пермский православный край в 1416 году, 27 лет не жалел сил и времени, взращивая христианскую веру зырян. Сатана использовал для его убийства фанатика — вогула, задушившего наставника омофоном.
Важно! В 1444 году целых 11 лет епархия находилась под покровительством благочестивого святителя Питирима, которого замучил до смерти вогульский князь Асыка. После Питирима власть перешла к епископу Ионе, стоявшему во главе приходов с 1466 по 1470 год.
Его главным подвигом было крещение великого количества зырян во главе с камским князем, принявшем после крещения имя Михаил, и возведение городе Чердынии Богоявленской обители.
С 1471 по 1501 года пермский край окормлял епископ Филофей, во время служения которого вогулы пожелали принять подданство Москве. В 1492 году к Усть-Вымской области присоединились вологодские приходы.
В 1564 году по решению епископа Иосафата, правившего с 1556 по 1566 года, епархиальная кафедра была перенесена в Вологду, после чего на 5 веков край Коми остался без епархии.
Новый расцвет и разруха
Новый расцвет православия в этом крае приходится на конец 18 столетия, когда купеческая семья Сухановых при благословении императрицы Екатерины Второй начала финансирование храмов в окрестностях Усть-Сысольска. 19 век назвал «золотым» для православия, за сто лет в крае было построено более 90 церквей, 27 из них были каменными.
Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь
Только во второй половине 19 столетия в Коми воздвигаются монастыри, Троицкий мужской и Кылтовский женский. После революции практически все приходы этого края были закрыты, после войны власти разрешили открыть только 3 церкви.
Восстановительный период
1994 год стал временем восстановления православных святынь в зырянском крае, начало которому положило восстановление Стефано-Ульяновской обители.
Священный Синод в 1995 году постановил открыть Сыктывкарскую епархию в Усть-Сысольске, переименованном в Сыктывкар. Игуменом новой епархии рукоположен игумен Питирим.
В честь 600-летия в 1996 году после смерти первого игумена Стефана по благословению Митрополита Московского и Всея Руси Алексия Второго был заложен фундамент Стефановского храма, который возвели и освятили через 5 лет. В память о святителях Герасиме, Питириме и Ионе над их могилой возвели часовню.
Свято-Стефановский кафедральный собор в Сыктывкаре, Республика Коми
В начале 2012 года Сыктывкарская и Воркутинская область представляла объединение 192 церквей, молитвенных домов, где было установлено 150 алтаря.
Весной 2016 Священный Синод принял решение о разделении Сыктывкарской и Воркутинской епархии на две самостоятельные области. Игумен Питирим принял сан архиепископа Сыктывкарского и Зырянского.
Современное состояние Сыктывкарской епархии
В 21 столетии на юге республики Коми насчитывается три мужских и четыре женских монастыря, 158 храмов с престолами,23 часовни без престолов, 26 молитвенных домов и 37 молитвенных комнат при различных учреждениях, включая больницы, воинские части и учебные заведения.
Благочиния
В церковном округе Сыктывкара находится 5 благочиний:
- Краснозатонское,
- Северное,
- Центральное,
- Эжвинское,
- Южное.
Архиепископ Питирим возглавляет Сыктыкварскую епархию
Усть-Куломский церковный округ разделен на Западное и Восточное благочиние в Ухтинском округе также 2 благочиния, Центральное и Заречное. Остальные церкви края разделены по благочиниям:
- Корткеросскому,
- Сысольскому,
- Прилузскому,
- Койгородскому,
- Усть-Вымскому,
- Княжпогостскому,
- Удорскому.
- Сосногорскому,
- Троицко-Печорскому.
Действующие мужские монастыри
Важкурский Рождества Пресвятой Богородицы
Это современная обитель 1996 года, преобразованная в монастырь из мужского скита.
Троице-Стефано-Ульяновский
Старинная мужская обитель — одна из монастырей, основанных в 14 веке святителем Стефаном, которая восстановлена после разрушения. Монастырь закрыли в 1764 году, в 1860 году иноки Соловецкой обители возобновили в нем жизнь, построив великолепный монастырский ансамбль, венчавшийся высокой колокольней.
Ульяновский Троице-Стефановский монастырь
В 1918 году монастырь закрыли, насельников расстреляли. Ныне Троицкий монастырь открыт для посещения. По желанию паломников иноки проводят экскурсии.
Усть-Вымский Михаило-Архангельский
Особенностью этой обители является не только основание ее первым игуменом епархии, но и место строительства. Прежде на месте монастыря стояла языческая куминица — береза, ее срубили, и построила церковь. Восстановление монастыря началось в 1996 году.
Интересно! В Михайло-Архангельском мужском монастыре хранятся святые останки Пермских святителей. Особенно многолюдно в нем на водосвятные молебны, совершаемые у источника Святого Стефана.
Женские монастыри
Сыктывкарская область привлекает паломниц и насельниц женскими обителями:
- Печорской Богородицкой Скоропослушнической,
- Ыбской Серафимовской,
- Вотчинской Стефано-Афанасьевской,
- Кылтовской Крестовоздвиженской.
Епархиальные отделы
Отдел СМИ отвечает и за взаимодействие с общественными организациями. Для привлечения молодежи и усиления социальной работы среди населения открыт отдел спорта и физической культуры. Учебные духовными заведениями и катехизацией населения руководит отдел религиозного образования.
Свято-Казанский храм в Сыктывкаре
Работа в медицинских учреждениях находится под опекой медицинского отдела. Миссионеры и руководители кружков трезвости объединены отделом миссионерства и братства трезвости. Все вопросы по работе с детьми и молодежью решаются в отделе по делам молодежи.
Особо тяжелую нагрузку несут священники в отделе по работе в местах лишения свободы. За все печатные духовные издания в епархии отвечает Издательский отдел.
Для работы с военными основан отдел по Вооруженным силам. Не оставлено без внимания церкви и казачество. Приветствуется и благословляется в благочиниях волонтерское движение.
Учебные заведения:
- Духовное училище открыто по улице Пушкина 3/34 в Сыктывкаре.
- При православном Свято-Тихвинском гуманитарном университете образовано ЦДО.
- Дети могут обучаться в православной гимназии.
- Руководители хора проходят подготовку в певческой школе.
Интернет постепенно вытесняет печатное издательство. Вся информация о жизнедеятельности благочиний представлена на официальном сайте епархии. Для широких слоев населения ежемесячно выпускается газета «Епархиальные новости».