Томос об автокефалии православной церкви

Рубеж 2018-2019 годов стал значимым для православного мира. Именно в этот период на Украине была сформирована новая автономная структура — Украинская Православная Церковь, отдельная от других. Для обычного мирского человека, возможно, в этом событии нет ничего особо важного — создали и создали. Однако христианский мир поделился на два лагеря: тех, кто поддерживал данное решение, и тех, кто активно противился. Почему же создание Украинской Православной Церкви сопровождается таким большим количеством скандалов и обсуждений? Попробуем разобраться.

Какие церкви действовали на Украине

Как известно, до 2018 года в Украине действовало сразу несколько организаций, называющих себя православными. Единственной канонической, апостольской, признанной во всем христианском мире на Украине была и остается Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Ее главой является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, но при этом УПЦ МП обладает очень широкой автономией. Все внутренние вопросы относительно религии решались на уровне Украины, с благословения Владыки Онуфрия — митрополита Киевского и всея Украины.

Важно! Фактически и исторически УПЦ МП целиком и полностью решает все внутренние церковные вопросы самостоятельно, никакого давления со стороны России и Москвы на Украинскую Церковь нет и не было.

Помимо официальной канонической церкви, на территории Украины действовали еще Украинская автокефальная церковь (УАПЦ) и Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). Обе они были не признаны во всем христианском мире и являлись раскольническими.

УАПЦ возникла в 1917 году после революции, как попытка освобождения церковной власти от России. От высших церковных властей и Константинополя официально автокефалия получена так и не была. УАПЦ так и действовала на территории Украины, оставаясь самозванной раскольнической церковью.

Томос — особый указ в православии, торжественно подписываемый предстоятелем поместной церкви

В 1992 году возникла еще одна самопровозглашенная «православная» структура, нарушившая апостольскую преемственность благодати. Митрополит Филарет (Денисенко) при поддержке правительства независимой Украины и ряда епископов, ушедших из Московского патриархата, основывает Украинскую Православную Церковь Киевского патриархата. Она также не была признана ни одной из мировых канонических церквей и считается раскольнической.

Важно! Грех раскола во все века существования христианства считался тяжким, поскольку возникал на почве гордыни отдельных представителей священства, не желающих подчиняться церковной иерархии.

Самое важное, что нужно знать о любой раскольнической организации — это отсутствие в ней благодати. Христова Церковь основана самим Господом, а благодать передается через Таинство рукоположения из века в век от самих апостолов.

При создании церкви «из ниоткуда», просто как некой новой религиозной организации, нарушается вековой принцип передачи апостольской благодати. А это означает, что все Таинства, совершенные в таких храмах, не носят никакого духовного смысла и являются недействительными.

Помимо этого, на территории Украины действуют греко-католическая церковь, большое количество протестантских организаций. Они не являются православными и их вероучение часто может противоречить канонам.

Новая Украинская церковь

Вопросы о создании на Украине официальной признанной автокефальной церкви поднимались давно. УАПЦ подавала прошение в Константинополь Вселенскому патриарху о признании своего положения, но получила отказ. До конца 2018 года все «православные церкви» на Украине, кроме канонической УПЦ МП, были раскольническими.

Тем не менее в конце 2018 года в церковные вопросы вмешалась политика. Именно с именем президента Украины Петра Порошенко в историю войдет создание новой религиозной структуры. Именно президент Украины подал прошение в Константинополь о создании единой поместной церкви, отдельной от Москвы и России. Украина, которая находится в политической и военной конфронтации с Россией, решила отделить и храмы.

Согласно томосу об украинской автокефалии, ПЦУ существует в пределах государственных границ Украины

15 декабря 2018 года в Софийском Соборе Киева прошел так называемый «объединительный собор», где было провозглашено создание новой Украинской Православной Церкви в подчинении Констанопольскому патриархату. По сути, эта структура объединила все две раскольнические ветки — УАПЦ и УПЦ КП, которые до этого были отдельными структурами. Официально каноническая УПЦ МП на этом соборе не присутствовала, по своему желанию туда приехали два епископа, которые сразу же были исключены из канонического единения, как ушедшие в раскол.

5 января 2019 года в Константинополе был подписан томос об автокефалии — документ, который засвидетельствовал создание новой церковной организации. Несмотря на то что документ официальный, реакция христианского мирового сообщества на него однозначно негативна.

Действия Вселенского патриарха Варфоломея расцениваются как политический заказ, поддержка и возглавление раскола. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно обращался к Константинополю с призывами не поддерживать раскол. Тем не менее формально новая УПЦ была создана в начале 2019 года.

Что это значит для простых верующих

Многие православные христиане, особенно далекие от политики, плохо понимают всю суету, возникшую вокруг подписания томоса. Часто можно услышать мнение, что, мол, «Бог один», «Какая разница, чей храм, если я в нем искренне молюсь», «Зачем раздувать из мухи слона» и все в таком духе.

На самом деле, каждый православный человек должен хорошо понимать, что участие в расколе — тяжкий грех. У нас есть молитва «Символ веры», и на каждой Литругии мы поем такие строки: «Верую во Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». В этих словах кроется глубочайший смысл.

Церковь Христова — это не выдумка человечества. Ее основал Сам Господь наш Иисус Христос, когда во время своей земной жизни собрал самую первую христианскую общину из Своих учеников и последователей.

Сам Христос же и является Главой Церкви, о чем нам совершенно отчетливо говорит Евангелие. Христос уподобляется лозе, от которого идут ветви — его ученики и последователи, которые все равно имеют один корень и вместе составляют единое Тело.

Господь омыл Святую Церковь Своей Кровью и дал апостолам право исполнять первые Таинства:

Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся. (Ин 20, 22–23).

Также апостолы и посвящали своих дальнейших приемников — епископов и предстоятелей вновь сформированных ветвей.

Таким образом, каждый нынешний церковный архиерей через поколения имеет передачу благодати от самих апостолов. Это важнейшее качество канонического православия, которое и наделяет все Таинства благодатью Божией. Очевидно, что если взять и просто провозгласить: Я создаю церковь, то ни о какой благодати в ней и речи идти не может. Соответственно, ее Таинства будут просто внешним обрядом, не несущим никакого духовного смысла.

Мнение канонической Русской православной церкви Московского патриархата, которая неразрывно связана с истинным православием в Украине, однозначно: раскольники как были, так и остались. Тот факт, что две неканонические организации объединились в одну и заручились поддержкой Константинополя, да еще и с очевидной политической подоплекой, никак не может быть основанием для признания праведности новой церковной структуры во всем мировом православии.

Текст томоса об украинской автокефалии

Вы приступили к горе Сиону и к Церкви первенцев» (Евр. 12:22-23), блаженный среди народов Апостол Павел говорит всем верующим, и действительно, Церковь является горой, поэтому прочной и устойчивой, незыблемой и непоколебимой. Хотя одним стадом и одним телом Христовым есть и называется Церковью Божьей, которая повсюду имеет исповедание православной веры, общность в таинствах в Духе Святом и незыблемость апостольского преемства и канонического порядка, но еще от апостольских времен состоит из Церквей, расположенных на землях и странах, внутренне самоуправляемых собственными пастырями и учителями и служителями Евангелия Христова, то есть каждого места епископами, по причинам не только исторического значения городов и стран в мире, но и вследствие особых пастырских необходимостей в них. Итак, поскольку благочестивая и Богомбереженная земля Украины укреплена и возвеличена высшим промыслом и получила свою полную политическую независимость, государственные и церковные руководители которой уже почти тридцать лет горячо просят ее церковного самоуправления и бок о бок с народом и созвучно с его давними просьбами своего времени обращенными к святейшего Апостольского Константинопольского Престола, который по многовековым каноническим преданием обязан беспокоиться про Святые православные Церкви, которые имеют в этом потребность, а больше всего о тех, которые всегда с ним связаны каноническими узами, как историческая Митрополия Киевская, — то наша Покорность с Преосвященными при нас Митрополитами и всечестными, любимыми в Святом Духе братьями и сослужителями, по долгу заботы Великой Христовой Церкви за Православный мир, для исцеления постоянно угрожающих расколов и разделов в поместных Церквях, единомышленно определяем и провозглашаем, чтобы вся Православная Церковь, что находится в пределах политически сформированного и полностью независимого государства Украины вместе со Священными Митрополиями, Архиепископиями, Епископиями, монастырями, приходами и всеми в них церковными учреждениями, которая находится под покровом Основателя Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Богочеловека Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, существовала отныне канонически автокефальной, независимой и самоуправляемой, имея Первого в церковных делах и признавая каждого ее канонического Предстоятеля, который носит титул «Блаженнейший Митрополит Киевский и Всей Украины», — не допускается какого-либо дополнения или вычитания от его титула без разрешения Константинопольской Церкви, — который является председателем Святейшего Синода, который ежегодно созывается из Архиереев, приглашенных поочередно по их старшинству, из числа тех, что имеют епархии в географических границах Украины. Таким образом будут управляться дела Церкви в этой стране, как провозглашают божественные и святые Каноны, свободно и в Духе Святом, и беспрепятственно, без какого-либо другого внешнего воздействия. К тому же, этим подписанным Патриаршим и Синодальным Томосом мы признаем и провозглашаем установленную в пределах территории Украины Автокефальную Церковь нашей духовной дочерью и призываем все мировые Православные Церкви признавать ее как сестру и упоминать под именем «Святейшая Церковь Украины», как такую, что имеет своей кафедрой исторический город Киев, не может ставить епископов или учреждать приходы за пределами государства, уже существующие отныне подчиняются, согласно порядку, Вселенскому Престолу, который имеет канонические полномочия в Диаспоре, потому что юрисдикция этой Церкви ограничивается территорией Украинского Государства. И мы предоставляем ей привилегии и все суверенные права, принадлежащие автокефальной церковной Власти, так что отныне Митрополит Киевский и Всея Украины, совершая богослужения, поминает «Всех Епископов Православных», а сонм святых Архиереев при нем поминает его имя как Первого и Предстоятеля Святой Церкви Украины. То, что касается внутреннего церковного управления, рассматривается, судится и определяется исключительно им и Священным Синодом, следуя евангельскому и другому учению, согласно со Священным Преданием и уважаемыми каноническими постановлениями нашей Святой Православной Церкви, и наставлениями 6-го канона І Никейского Вселенского Собора, который определяет, что «если же при общем голосовании всех, которое будет справедливым и согласно церковному канону, двое или трое из-за собственной склонности к спорам будут возражать, то пусть имеет силу решение большинства», к тому же сохраняется право всех архиереев и прочего духовенства на апелляционное обращение к Вселенскому Патриарху, который имеет каноническую ответственность принимать безапелляционные судебные решения для епископов и другого духовенства поместных Церквей, в связи с 9-м и 16-м священными канонами IV Халкидонского Вселенского Собора. Читайте также Варфоломей заверил, что Вселенский патриархат всегда будет на стороне ПЦУ Проясняем к выше сказанному, что Автокефальная Церковь Украины признает главой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол, как и другие Патриархи и Предстоятели, и имеет вместе с другими каноническими обязанностями и ответственности, прежде всего для сохранения нашей Православной Веры невредимой и канонического единства и общения с Вселенским Патриархатом и другими поместными Православными Церквами. И до этого, Митрополит Киевский и Всея Украины, как и Архиереи Святой Церкви Украины, избираются отныне согласно надлежащих положений божественных и священных Канонов и в соответствии с соответствующими положениями ее Устава, которые имеют во всем обязательно соответствовать положениям этого Патриаршего и Синодального Томоса. Все архиереи обязаны заботиться, чтобы боголюбно пасти народ Божий, ведя в страхе Божьем мир и согласие в стране и в своей Церкви. Но чтобы во всем находился не преуменьшаная связь духовного единства и общения святых Божиих Церквей, потому что мы научились «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), то каждый Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины должен поминать по древним Преданиям святых Отцов наших Вселенского Патриарха, Блаженнейших Патриархов и других Предстоятелей поместных Православных Церквей, в ряду Диптихов, согласно каноническому порядку, получив свое место после Предстоятеля Церкви Чехии и Словакии в священных Диптихах и на церковных собраниях. Таким образом, Православная Церковь Украины, через своего Первого канонического местоблюстителя Киевского Престола, обязана участвовать в отношении важных канонических, догматических и других вопросах в межправославных совещаниях, которые собираются время от времени, по священному обычаю, давно устоявшимся Отцами. Первый же, настановлений, обязан обязательно посылать необходимые надлежащие Мирные Грамоты к Вселенскому Патриарху и в других Предстоятелей, и сам имеет право от них получать, начиная свои мирные поездки от Первопрестольной Церкви Константинополя за обычаями, получая от нее и Святое Миро, для проявления духовного единства с ней. Для решения значительных вопросов церковного, догматического и канонического характера следует Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины, от имени Священного Синода своей Церкви обращаться к нашего Святейшего и Вселенского Патриаршего Престола, стремясь от него авторитетного мнения и твердого взаимопонимания, причем права Вселенского Престола на Экзархат в Украине и священные ставропигии хранятся неприменшеними. Так вот, на всех этих условиях, наша Святая Христова Большая Церковь благословляет и провозглашает Православную Церковь Украины Автокефальной и щедро призывает на Иерархию на Украинской земле, непорочный клир и благочестивый народ ее, из неисчерпаемого сокровища Святого Духа, божественные дары, молясь, чтобы Первый и Великий Архиерей Иисус Христос, заступничеством всенепорочной и всеблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, святого славного и равноапостольного князя Владимира и святой славной княгини Ольги, преподобных и богоносных Отцов наших, подвижников и монахов Киево-Печерской Лавры и других монастырей, укрепил навсегда ее в теле Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви таким образом зачисленную Автокефальную Церковь Украины и подал ей благостояння, единство, мир и рост, на славу Его, и Отца, и Святого Духа. Таким образом, такое решен и розсуджене и в радости возвещено вам от уважаемого Центра Православия было соборно утверждено, для постоянного сохранения выдается этот Патриарший и Синодальный Томос, написанный и подписанный в Кодексе нашей Великой Константинопольской Церкви Христовой, врученный в точном и идентичной копии Блаженнейшему Предстоятелю Святейшей Церкви, митрополиту Епифанию и Его превосходительству Президенту Украины господину Петру Порошенко, для вечного доказательства и постоянного представления.

Года две тысячи девятнадцатого, месяца января, 6 числа, индиктиона 12.

Вселенский Патриарх Варфоломей, во Христе Боге решает

митрополит Вриульский Пантелеймон, митрополит Итальянский и Мальтийский Геннадий, митрополит Германский Августин, митрополит Транупольский Герман, митрополит Нью-Джерский Евангел, митрополит Родосский Кирилл, митрополит Ретимнский и Авлопотамский Евгений, митрополит Корейский Амвросий, митрополит Сингапурский Константин, митрополит Австрийский Арсений, митрополит Симский Хризостом, митрополит Чикагский Нафанаил.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гороскопы на все случаи жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: