Житие Максима Исповедника

Христиане в первые века нашей чаще всего заканчивали свои жизни под пытками или в результате смертной казни — вера в Христа была опасна. Однако именно благодаря тем страдальцам сегодня каждый из нас имеет возможность посещать храм и расти в вере.

Одним из известных мучеников 6 века н.э. был Максим Исповедник, который был известен не только своими богословскими трудами, но и активной борьбой со всякой ересью. Он одним из первых сформировал и высказал теорию диофелитства — идея о двух природных волях в Иисусе, и за нее же принял пытки и был изгнан в Колхиду.

Труды этого христианского богослова впоследствии использовали неоднократно для написания доктрин православной веры, а его стойкая вера и воля вдохновляют многих христиан и сегодня.

Житие

О юности и молодости угодника известно немного, много позже, когда Максим стал важной фигурой в богословии его противники и сторонники стали собирать и документировать информацию о нем, вследствие чего миру теперь известны две противоположные версии. Официальное жизнеописание говорит, что будущий святой родился в Константинополе, в то время альтернативное указывает на Палестину.

Преподобный Максим Исповедник

Про семью юноши известно немногое, судя по его дальнейшей карьере при дворе, родители были известными богатыми вельможами Византии, в противном случае получить место секретаря при императоре было невозможно. Некоторые ученые утверждают, что мученик был в родстве с самим императором, однако, достоверных фактов эта теория не имеет.

Согласно этой версии, юношей Максим получил отличное на то время образование: изучил риторику, философию, грамматику, читал древних авторов и богословов. Благодаря начитанности и образованности служил секретарем при канцелярии императора Ираклия.

Монашеский путь

Несмотря на видное положение и успешную карьеру Максим в 630 году оставляет свою деятельность и, утомившись от дворцовых интриг, отправляется в Хрисополь — небольшой город в Босфорском проливе. Другая теория говорит, что секретарь императора не смог смириться с новым законом, по которому ересь могла беспрепятственно распространяться в обществе.

В Хрисопольском монастыре он принимает постриг и становится иноком, а со временем занимает пост настоятеля. Прочие монахи, отзывались о Максиме как о человеке смиренном и кротком, всегда приходящем на помощь. В монастыре богослов пробыл около 10 лет.

С приходом персов в Анатолию (современная Турция) христиане стали убегать в Западную Африку от притеснений мусульман. В это же время на византийском троне сменился император — к власти пришел жестокий Констанс II, который поддерживал различные ереси, в частности монофелитство.

Максим Исповедник в это время переходит в монастырь, который располагался поблизости от Карфагена, этому способствовали не только внешние обстоятельства, но и поручение патриарха Софрония. В Тунисе святой угодник изучал труды псевдо-Дионисия Ареопагита, а также христологию Григория Нисского, вскоре начал писать собственные богословские работы.

Интересно! Многочисленные речи и труды угодника вызвали восторги местного духовенства и этот период времени считается началом богословского пути Максима Исповедника.

Позже он переезжает по просьбе Софрония в Александрию и уже там продолжает активно работать и трудиться на благо Церкви. Он не только стал известным духовным лидером Африки, но и неофициальным политическим советником Григория, правителя той провинции.

Распространение ереси монофелитства

В 638 году ересь монофелитства набирает силу и начинает раскалывать Церковь. Суть этой ереси заключается в теории одной природы Христа, т.е. Иисус был не Человеком и Богом одновременно (это есть две природы), а только Богом (Божественная природа). При этом официальная позиция христианства соответствовала догмату IV Вселенского Собора (Халкидон) о двух соединенных природах Христа.

Житийная икона Максима Исповедника

Противостояние диафизитов (православных) и монофизитов набирает силу и начинает постепенно раскалывать христианские общины по всей Византии, Греции и Африке.

Из-за ереси в Византийской империи целые церкви стали отпадать от верного учения — копты, армяне, греки, ассирийцы стали принимать теорию одной природы и просто покидать общины. Помимо раскола в духовном мире противостояние усиливали и националистические споры — копты противостояли египтянам в борьбе за независимость от греков.

Внешние враги Византии (авары, германцы, арабы) усиливали напряжение внутри империи и обостряли все конфликты. Из-за политических и националистических взглядов ересь усиливалась в дальних провинциях империи. Кроме того, в самой Церкви назревал раскол, поскольку три престола патриарха в империи были заняты сторонниками монофелитства — Константинопольский, Антиохийский и Александрийский.

Глава Церкви в Константинополе неоднократно выпускал указы и труды, которые были направлены на разрушение псевдотеории, но окраины империи упорствовали и отказывались принимать эти указы. Святой Максим осудил монофелитов и посоветовал святому Мартину (он был Папой Римским в то время) осудить публично ересь.

Для этого был собран IV Вселенский собор, на котором монофелитство было осуждено, а теория о двух природах Христа была принята как догмат Вселенской Церкви. Такая позиция христиан отличалась от официальной политической позиции Византийской империи, за что Максима и Мартина осудил император.

Борьба Максима Исповедника с ересью

Будучи видны духовным лидером, святой Максим просто не мог оставаться в стороне от конфликта монофизитов и диафизитов. Впервые он столкнулся с распространением еретических теорий на Крите, когда путешествовал в Александрию. Престол там был занят патриархом Киром, которые активно поддерживал моноприроду Христа.

Исповедник начал свою работу в Александрии не только с написания трудов, в которых доказывал и аргументировал двойственную природу Мессии, но и с личных бесед. Он часто встречался с видными вельможами и состоятельными людьми Церкви для общения, в котором убеждал их не следовать ложным теориям и держаться официального и верного учения Церкви.

Интересно! По свидетельству многих современников, слова Исповедника достигали своих слушателей и люди просто тянулись к нему и свету истины.

Помимо активной поддержки официального учения Церкви, патриарха Константинополя Сергия и Папы Римского, Максим Исповедник открыто вступал в диспуты с деятелями-монофизитами Церкви. Так, летом 645 года преподобный Максим начал открытый диспут с патриархом Пирром, который был сторонником ереси и бежал в Александрию из Константинополя из-за потери своего сана.

Исповедник настолько был красноречив и умело аргументировал свою позицию, что Пирр публично признался в своих ошибках, раскаялся и отказался от теории одной природы. Более того, он написал письменное раскаяние, и Папа Римский в ответ на это восстановил Пирра в сане.

Книга Максима Исповедника Главы о любви

После того, как в 648 году император Констант II и патриарх Константинополя Павел опубликовали указ «Типос», который не только противоречил «Экфесису», но и запрещал вообще рассуждать о природах и волях Христа, т.е. фактически допускал существование двух противоположных позиций в Церкви, Максим Исповедник убеждал Папу Римского Мартина созвать Вселенский Собор, на котором он активно выступал против ереси, за что они со святым Мартином впоследствии и были покараны императором.

Суд и изгнание

После завершения Вселенского Собора и публичного осуждения ереси монофелитства, император Констант II, чувствуя угрозу своему авторитету, отдал приказ о конвоировании Мартина и Максима в столицу. Папу Римского судили за государственную измену, требовали аннулировать решение Собора, а когда тот отказался признали виновным и отправили в ссылку в Херсонес. Там святой Мартин закончил свою жизнь, по некоторым сведениям, умерев от голода в монастырской келье.

В 653 году в Константинополь был доставлен и Максим Исповедник. Председатель суда долго допрашивал богослова, стремясь если не заставить отказаться от своих слов, то хотя бы поймать на противоречии или неуверенности. Тем не менее, кроткий Божий слуга отвечал блестяще на все вопросы, оставаясь стойким в своих убеждениях.

Помимо долгих допросов на суде выступали и лжесвидетели, которые пытались оболгать богослова, но это также не удалось. Главной особенностью спора обвинителя и подсудимого было то, что богослов не только обличал тех, кто впал в ересь, но и самого императора за то, что тот пытается влезть в церковные дела, хотя не имеет на это духовного права.

Весь процесс над богословом продолжался около 2 лет и в 655 году, когда патриарший престол в столице Византии занял Петр, который подчинялся императору. Во время заключения Максима пытались переубедить стоящий на стороне императора епископы, но богослов был непреклонен и отстаивал свои убеждения кротко, но твердо.

Икона святого Максима Исповедника

Когда обвинитель спросил святого, если все епископы подчиняться Патриарху и причащаться вместе, что сделает он? На что Максим ответил: «Если и весь мир причаститься, я нет». Палачи многократно избивали его и учеников, которых пытались заставить свидетельствовать против учителя.

Однако Максим и его сторонники не сдались, поэтому их отпустили за неимением доказательств вины, предварительно избив и проведя по улицам города в крови. В 662 году священника вновь призвали на суд, перед этим пытаясь убедить хотя бы согласиться с указом «Типос», который выдавали за средство сохранения мира в Церкви.

В этот раз Исповедника и его сторонников выдали за еретиков и публично предали анафеме. Им отрезали языки и правые руки, чтобы они не могли ни говорить «ересь», ни писать о ней. После пыток и унижений святые были отправлены в изгнание, предварительно разделенные.

Святому Исповеднику было более 70 лет, когда его изгнали в отдаленный район Грузии — Колхиду. Он умер там же 12 августа 662 года, в городе Цагери, на том мест сейчас стоит монастырь, названный в честь святого. Его ученик Анастасий-монах умер по дороге в ссылку на Кавказ также, а другой ученик пережил учителя только на 4 года.

Почитание

Через 18 лет после смерти Максима Исповедника состоялся VI Вселенский Собор, на котором были осуждены действия Константинопольского патриарха, а он сам и его епископы, способствующие пыткам и изгнанию святого Максима и его учеников, были признаны еретиками и отлучены от Церкви. Но только на VII Соборе Максим и его сторонники были реабилитированы и признаны невиновными.

Интересно! Уже после смерти на могиле священника были замечены три лампады, которые не угасали никогда. Поэтому после реабилитации его на Соборе, христиане всего мира стали почитать Максима Исповедника как святого.

Греческие документы Православной Церкви содержат данные о перенесении мощей святого в Константинополь около 9 века, но точных данных об этом не имеется, как и указания о месте их сохранения. Считается, что правая рука преподобного хранится на горе Афон в монастыре Павла.

Несмотря на это христиане почитают день обретения мощей 21 января. Сегодня Православная Церковь ведет раскопки в Скимере, Грузия, в монастыре святого Максима, где по заявлениям архиепископа Цагерского Стефана были найдены мощи замученного святого и учеников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гороскопы на все случаи жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: