Житие Варсонофия Оптинского

Варсонофий являлся священником РПЦ, духовным, литератором, христианским проповедником, а до принятия пострига служил полковником. В 2000 г. Православная Церковь причислила его к лику преподобных. В Оптину пустынь полковник Павел Плиханков приехал в 1891 г., принял постриг в 1900 г.

Духовные подвиги Варсонофия вызывали великое восхищение среди современников. Святитель являлся религиозным светочем Отечества в предреволюционный период, обладал даром пророчества и способностью глубокого разумения Священных Писаний и Преданий.

Духовный путь святителя

Родился будущий святитель в 1845 г. в Самаре, его отец являлся состоятельным человеком и занимался торговлей. Мать рано умерла, мачеха же оказалась любящей и благочестивой женщиной, которая привила мальчику любовь к Господу. Павел Плиханков (имя Варсонофия в миру) окончил военную гимназию, а после и училище, сделал карьеру в армии, носил звание полковника. У него была возможность продолжать жить в светском обществе, но он отказался от всех этих мнимых благ.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Когда Павлу Плиханкову было 46 лет, судьба привела его в небольшой старинный монастырь И. Крестителя. Здесь он полюбил молиться перед ракой с останками преподобного Варсонофия Казанского, чудотворца и Тверского епископа. Постепенно в его уме стала созревать мысль об уходе в монашество.

  • Его выбор пал на легендарную Оптину пустынь, в которой в то время пребывал старец Амвросий, знаменитый своим даром прозорливости и чудотворения. Святитель встретил Павла Плиханкова и сказал, что примет того в обитель только через два года. По прошествии времени полковник попросился в отставку, прибыл в монастырь, но не застал живым святителя Амвросия. Бывшего военного зачислили в число братии в 1892 г., через восемь лет его постригли в мантию и дали имя Варсонофия. Он стал иеромонахом в 1903 г.
  • Во время русско-японской войны преподобный отправился на фронт, где исповедовал, причащал и соборовал умирающих солдат, не страшась бродящей рядом смерти от пуль. По окончании конфликта Варсонофий вернулся к духовной деятельности и в 1907 г. получил сан игумена. К этому моменту слава о преподобном оптинском старце распространилась по всему Отечеству.

Интересно! Православный народ, предчувствуя приближение страшных событий, стремился получить у старца благословение и прощение грехов. Святитель исцелял больных телом и тех, чья душа совершенно погрязла в грехах, направлял на путь смирения и открывал в людях сокровенную сущность.

  • Лишь несколько раз за свою долгую жизнь преподобный Варсонофий покидал Оптину обитель. В 1910 г. он ездил к умирающему Л. Толстому. Святой отмечал, что писатель не смог проникнуться духом монашества, потому что крепко сковал себя узами материалистического видения мира. Некоторые иноки были недовольны тем, как преподобный Варсонофий совершал свои дела. В основном его противниками выступали монахи новой эпохи, пришедшие в обитель из опустившегося в духовном плане народа. Спустя некоторое время старца удалили из Оптины, несмотря на то, что он долгое время уговаривал оставить его хотя бы простым послушником.
  • В 1912 преподобного назначили настоятелем запущенной и неухоженной Богоявленской Старо-Голутвиной обители, что на окраине Коломны. Здесь старец мужественно переносил печаль от разлуки с родной пустынью, пытаясь восстановить вверенную ему территорию. Народ продолжал стекаться к хижине старца, чтобы получить мудрое наставление. Святой продолжал принимать людей, выслушивать их исповеди, несмотря на то, что сам изнемогал от многочисленных болезней тела. Никому он не отказал, всех принял с великой любовью и радушием.

Старо-Голутвинский монастырь, Коломна Московской области

Васонофий управлял Старо-Голутвиным монастырем чуть меньше одного года. Перед своей кончиной преподобный испытывал страшные муки. Он отказывался от всякой медицинской помощи, твердя, чтобы его оставили в покое, ибо тело уже находится на кресте.

В последние дни старец неустанно причащался, его душа отошла к Господу весной 1914 г. Святителя похоронили в Оптиной пустыни, рядом с духовным наставником Анатолием.

Дары от Бога

Варсонофий получил от Господа дар прозорливости и не уступал в этом другим старцам пустыни. Бог открывал ему все три времени в жизнях людей, приходящих к нему за помощью. Святитель видел душу как полотно, поэтому ему было проще направить мирянина на праведный путь, исцелить болезни, изгнать бесов. Этому дару старец был обязан непрерывному пребыванию в духовном подвиге через молитву, обращенную напрямую к Творцу.

Свидетели уверяли, что Варсонофия обнимало божественное пламя, когда в пустыни совершалась литургия.

  • Однажды к добродушному праведнику обратилась дочь богатого помещика с просьбой благословить её на хороший брак. Старец оповестил её, что она получит самого лучшего жениха, которого только можно придумать. В течение года девушка встречала интересных и красивых мужчин, но дальше дружественных отношений дела не шли. Во время гражданской войны она переезжала вместе с родителями в другой город. По дороге девушка заболела тифом и умерла. Перед смертью она успела приобщиться Святых Тайн и обрести Христа, своего жениха.
  • Когда Софья Лопухина была еще 16-летней девушкой, родители взяли её с собой в Оптину пустынь. Старец Варсонофий заприметил ребенка, вызвал к себе и подробно рассказал то, что ждет её в жизни, до мельчайших подробностей. Во второй раз Софья видела святителя, когда тот останавливался в Москве, направляясь в Голутвинский монастырь. Женщина получила в дар икону «Казанской» Богоматери, которую ей завещал сам Варсонофий после своей кончины. Софья Лопухина никогда не расставалась с этой священной реликвией, напоминающей о прозорливости преподобного святителя.

    Икона Варсонофия Оптинского

  • Приближенные преподобного Варсонофия не раз видели, как святой прогонял бесов из тел несчастных страдальцев. В самых сложных случаях старцу приходилось тратить колоссальное количество собственной жизненной энергии, чтобы избавить человека от гнева сатаны. Бесноватые долго сопротивлялись исцелению, поносили святого невыносимой бранью, тряслись в неистовой ярости, называя обыкновенным полковником и желая растерзать его плоть. Однако святой всегда побеждал в подобных схватках с бесами, не жалея себя самого.

В своем последнем завещании преподобный отец просил, чтобы друзья и близкие простили его за прегрешения. Святой отметил, что он действовал в рамках сохранения божественных заветов и установлений древних подвижников. Варсонофий каялся о том, что был несовершенен и просил своих духовных чад следовать наставлениям мудрости и праведности.

Он особо подчеркивал:

«В деле просветления и достижения Царствия Небесного непременно поможет неугасаемая практика молитвы и чтение Святых Писаний. Уклонение от добродетелей и праведности хуже, чем принятие тысячи смертей. Необходимо проявить мужество в духовных подвигах, даже если сам ад восстанет против души».

Духовное наследие

Иоанн Кронштадтский видел в отце Варсонофие истинного подвижника христианского мировоззрения. Сохранилось предание, что святой, находясь в алтаре Андреевского храма, поцеловал руку офицеру русской армии, которому суждено было стать схимником и Оптинским старцем.

И. Кронштадский прославил имя Варсонофия, когда явился в видении одному сильно больному монаху и послал того для исцеления к великому Оптинскому чудотворцу.

Книга Варсонофия Оптинского

Особое мнение преподобный старец имел по поводу того или иного искусства, которое способно услаждать как внешними формами, так и внутренним содержанием.

Варсонофий отмечал, что приятные явления в душе от созерцания искусств — это гости из духовных областей. Ум, расширяющийся посредством знания о Боге, естественным образом постигает божественное и способен непринужденно испытывать великую радость от общения с прекрасным. Райская жизнь выражается в том, чтобы уметь созерцать и наслаждаться великими творениями Господа.

Святитель говорил, что монах должен вести на земле жизнь, уподобленную ангелам. Каждый инок должен побороть пристрастие к материальным предметам, которые кратковременны и несостоятельны сами по себе. Для достижения ангелоподобного жития и смирения плоти помогают труды, пост и непрестанная молитва, обращенная к Богу. Иноки обязаны отвергать собственную волю и слышать повеления Господа, а также славословить Творца внутренней работой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гороскопы на все случаи жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: