Жизнь иеросхимонаха Александра Стрыгина

Имя иеросхимонаха Александра Стрыгина, известного также как старец Гефсиманского скита, изначально связано с Оптиной пустынью. В этом священном месте Александр Стрыгин проходил свое первое монашеское послушание вместе с Амвросием Оптинским, дружба с которым затем продолжалась всю жизнь.

Биография

Биография Александра Стрыгина не пестрит обилием событий, вся его жизнь поделена на два этапа — жизнь в миру и монашество. О жизни этого старца не было бы известно так много, если бы келейник Александра Гефсиманского не собрал имеющиеся беседы со старцем, его воспоминания и не была бы в 1904 году издана целая книга «О жизни и подвигах Старца-затворника Гефсиманского скита, что близ Троице-Сергиевой Лавры, иеросхимонаха Александра», донесшая до наших дней наследие Гефсиманского старца.

Иеросхимонах Александр Стрыгин

Детство и юность

Будущий иеросхимонах Александр Стрыгин появился на свет в 1810 году небольшом городке Козельск, расположенном в Калужской губернии в казачьей семье. Следует заметить, что родители маленького Саши жили в соответствии с божьими заповедями и мечтали, чтобы их мальчик вырос и принял монашество. С малых лет Александру пришлось пойти работать, да не где-нибудь, а в питейном заведении, принадлежащем его дяде, мальчику пришлось довольно долгое время находиться в далекой от благочестия атмосфере кабака, ведь его родители не были богатыми, и семья отчаянно нуждалась в деньгах.

Достигнув зрелого возраста, Стрыгин женился и поступил на службу поверенным. Вскоре у него родился сын, но счастье молодой семьи не было долгим — по прошествии четырех лет умирает его жена, а сам Александр, спустя 2 года после ее смерти, решает принять монашество.

Монашество

Нужно уточнить, что изначально Александр Стрыгин имел намерение принять юродство, следуя тем самым старой русской традиции самоотречения, но старец Лев Наголкин уговорил его одуматься и выбрать монашество как дальнейший жизненный путь. И вот в 1838 году Александр оказался принятым в братию Оптинской пустыни, где на протяжении 3 лет занимался кухней, а затем стал пономарем.

1843 год был ознаменован для Александра переходом в Черноостровский монастырь святого Николая в городе Малоярославце, в этом месте он принял постриг и обрел новое имя Агапит. Спустя 5 лет, почувствовав трудности в общении с братией Черноостровского монастыря, Стрыгин, подав прошение о возможности перехода в харьковский архиерейский дом, покидает стены монастыря и в новом месте довольно скоро становится иеродиаконом, а после иеромонахом, совмещая это звание с должностью эконома.

Интересно! Отправившись спустя 2 года в отпуск в Гефсиманский скит, Агапит даже не смел помышлять о том, что вскоре это место станет его постоянным и даже последним пристанищем. Оказавшись в скиту вновь, по благословению митрополита Московского святейшего Филарета, Агапит на собственные средства построил келью и принял обет безмолвия.

Затворничество

В 1858 году, вдохновленный несколькими духовными старцами, Александр переселяется подальше в лес, где они все вместе возводят часовню и кельи. А спустя недолгое время московский купец Королев, решив выступить в роли благотворителя, решает выделить средства на постройку в этих отдаленных местах небольшой церкви, посвященной Святому Духу Параклиту. Также один из приделов церкви был освящен во имя святого Иоанна Крестителя.

В отсутствии уединения, Александр Гефсиманский просит у архимандрита Антония благословение на затворническую жизнь в пещере у скита, и в ноябре 1862 года, пройдя трехмесячное испытание в келье, Александр получает разрешение на затворничество. Однако, ухудшающееся состояние здоровья не позволило Агапиту долго прожить в пещерах и уже спустя 3 года по воле митрополита Филарета, Александр возвратился в скит.

Гефсиманский Черниговский Скит Троице-Сергиевой лавры

В скиту, в окружении множества насельников и братии, сохранять обет безмолвия Александру было все труднее и труднее, потому он в который раз обратился к Архимандриту Антонию с прошением об уединении, и вновь его просьба была удовлетворена.

В начале августа 1871 года Александр Гефсиманский удалился в свою келью у церкви Воскресения Христова, неподалеку от кладбища и там жил до самой смерти.

Важно! Еще при жизни Александр сам сделал себе гроб, который держал в келье, как напоминание о том, что каждого из нас ждет другая жизнь, более важная. Однако, Александр Стрыгин никогда не был угрюмым или излишне закрытым, наоборот — отличался приветливостью и всегда старался быть преисполненным духовной радостью.

9 февраля (22 февраля по новому стилю) 1878 года Александр умер и был погребен на кладбище Гефсиманского скита.

Почитание и мощи

Александр Стрыгин не почитается православной церковью обширно, чаще дни его памяти отмечаются в некоторых церквях Московской области.

Старец Александр Стрыгин не был причислен Русской православной церковью к лику святых, тело его погребено на кладбище у Гефсиманского скита.

Важно! День памяти Александра Стрыгина ежегодно отмечается 22 февраля, в день, когда затворник Гефсиманский отошел к Господу.

Труды

Александр Гефсиманский не оставил как такового духовного наследия. Лишь после его смерти послушникам удалось собрать некоторые его высказывания и рассуждения и объединить их в соответствии с некоторыми разделами, имеющими отношение к христианству и вере.

Сборник бесед с Александром Стрыгиным

Позиции

Основную позицию старца Александра можно обозначить, как и его главный подвиг — преподобничество. Для братии того времени, да и сегодняшней, многие беседы со старцем служат ориентиром на пути к монашеству.

Идеи

Одной из главных мыслей старца Александра Гефсиманского, пожалуй, является мысль о том, что душа каждого человека способна перенести ровно столько горя и скорби, сколько может вместить и Божьей благодати. Посему советует старец начинать свой духовный путь со смирения и терпения, отбросив на задний план мечты о возвышенной жизни и духовных подвигах.

Сочинения

Среди наиболее известных сочинений Александра Стрыгина можно назвать такие, как:

  • «О молитве и как ею заниматься».
  • «О чтении книг и о молитве».
  • «Об отношениях к братии».
  • «О воздержании».
  • «Об исповедании помыслов старцу».

Александр Стрыгин, рожденный в семье верующих в Господа людей, сам получил православное воспитание и вероятно от того, многие его наставления служат своеобразным наставлением к молодым поколениям о том, как молиться, о пользе чтения духовных книг и тому подобные.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гороскопы на все случаи жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: