Что означает слово «ипостась» в православии?

Каждому христианину знакома фраза «Бог явил себя в трех Ипостасях», и все понимают, что это личности Отца, Сына и Святого Духа. В этой статье мы разберем, что означает слово «ипостась», откуда оно появилось в православии.

Что такое «ипостась» и когда появился этот термин

Ипостась — богословский православный термин, в значении которого заложена уникальная отличительная особенность каждой из трех Личностей Святой Троицы, являющейся единой.

Первоначально слово «Ипостасис» появилось в философии и в переводе с греческого языка означает близкостоящее, подставку или основание, на латыни — субстанция, существование. В богословии это термин обозначает конкретную личность или предмет, имеющий свою индивидуальность, в котором осуществилась сущность.

Ипостась термин православного богословия, который используется для разъяснения учения о Святой Троице

В обиходе под ней понимают существование, индивидуальное бытие. По учению философа Плотина это слово означало сущность чего-то, но не было термином, обозначающим личность. В православном богословии данное понятие принято для описания сущности Бога в трех Лицах.

Четвертый Вселенский собор дал четкое определение термину «ипостась», оно отличалось от понятия «природа», которое демонстрирует реальное существование божественного и человеческого в Иисусе Христе. При этом это соединение не претерпело изменений как по сути, так и по характеристикам.

Великими Каппадокийцами, среди которых выделяются своими учениями Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский было дано четкое разграничение понятия сущности и ипостаси, общего и личностного.

Важно! По их учению в Святой Троице все общее, а под ипостасью понимается индивидуальность каждого святого Лица.

Великие Каппадокийцы разъясняли, что Бог — единая неразделимая сущность, Ипостась присуща каждому Лицу Святой Троицы, объединив два понятия, пришли к появлению термина «личность».

Ипостасная природа Бога Сына выражена в Иисусе Христе, Спасителе и Учителе.

Святое Писание

В Ветхом  Завете 19 раз упоминается слово «ипостась». В 18 главе книги Бытия описывается встреча Авраама с Богом. Вначале истории говорится о Господе, как о сущности, но далее Авраам встречает посланников в трех лицах. Авраам обращается к Господу в единственном числе, называя Его Владыкой, но перед ним сидело трое странников.

Словом «ипостась» в Ветхом Завете обозначены различные древнееврейские слова, но в тех выражениях трудно найти философский смысл.

Новый Завет содержит 5 значений этого слова, более всего оно встречается в послании к Евреям. Говоря о вере, как об осуществлении невидимого, в слове «осуществление» заложено значение ипостаси. (Евр. 11:1)

В стихе (Евр. 1:3) дана характеристика взаимосвязи Отца и Сына в сиянии славы Спасителя и образа Его Личности. Именно этот стих привлек внимание Святых отцов, став краеугольным камнем учения о богословском термине «ипостась».

В Ветхом Завете слово «ипостась» употребляется 19 раз, а в Новом Завете  5 раз

Иоанн Дамаскин утверждал, что под ипостасью подразумевается то, что существует самостоятельно, а Фалассий Ливийский видел в нем естество со свойствами личности, каждому индивиду присущи индивидуальные отличительные признаки.

Архимандрит Киприан в каждой Божьей Личности видел способ Бытия Бога.

Один Бог — три ипостаси

Святой Василий Великий в трех Ипостасях видит три образа существования или тропоса. По его понятию, в этом случае существование не просто земная жизнь, а бытие определенной личности, наделенной уникальностью.

Святые Отцы тропосу существования, который можно познать, противопоставляли непознаваемое понимание природы.

О каждой Ипостаси Святой Троицы Василий Великий, говорит о частном и общем. Святая Троица имеет общее существо, но при этом Личности обладают уникальной особенностью.

По учению Григория Нисского три Ипостаси отличны в Боге, но Бог является единой сущностью, в которой каждая Личность имеет собственное бытие.

В догмате о рождении Сына через Отца и происхождения Святого Духа от Бога Отца преподобный подчеркивает тайну внутренних отношений трех Лиц в едином Боге, Его жизнь в Самом Себе, ибо рождаемое и то, что исходит, имеет ту же природу, от чего рождается и появляется.

Личность Отца выражена в Слове:

  • она существовала вечно,
  • не имеет тела,
  • никем не видимая,
  • ее нельзя осязать.

Это Слово, не имеющее семени, Духом Святым переносится в утробу Пречистой Девы, приняв от Нее плоть.

Ипостась Сына, Иисуса Христа

Если с природой Бога Отца и Святого Духа вопросов не возникало, то в Лице Сына Бога объединены 2 природные составляющие — Божественная и человеческая.

Иисус Христос объединяет в Себе две природы – Божественную и человеческую

Некоторые священнослужители говорят о сложной Ипостаси именно в отношении Иисуса Христа, и сложность, в данном случае, означает состоящая из двух. До прихода на землю Сущность была простой, одноприродной. После воплощения Божьего Сына в Иисуса она названа сложной, то есть состоящей из Божественного и человеческого. Два естества представлены одной ипостасной природой, но их разделить нельзя, это соединение истинное и нераздельно.

Две природы составили одну сложную Личность Божьего Сына, при этом сохранив индивидуальные различия. Бог остался бессмертен, а Иисус познал смерть. Ранее сын Божий был простой Ипостасью, не имеющей тела, он сделался Иисусом, сложной личностью с двойственной природой.

По учению языческих философов существует субстанция и природа. Субстанция — что-то общее, а природа имела различия, она может быть разумной и неразумной, смертной и бессмертной. По их выводам все люди, животные каждого вида, ангелы относятся к природе вообще, а ипостаси имеют индивидуальность.

Важно! По учению Святых Отцов Церкви природа названа субстанцией, а индивидуум — лицом.

Ипостась — субстанция, имеющая акциденции, может существовать самостоятельно и осязаться через ощущения.

Что такое акциденции

Акциденции присущи тварным существам, они могут изменяться. Каждый человек меняется с возрастом как внешне, так и внутренне.

Все сущее делится на 2 составляющие: субстанция и акциденция. Субстанция существует сама в себе, акциденция не существует в себе, ее можно видеть в субстанции. Железо и мел — субстанции, а их цветовые отличия относятся к акциденции. Если тело — субстанция, то цвет выражается в теле, а не наоборот.

Отличия личности, которые являются характеристикой определенного вида, называются акциденциями, что в переводе с латыни означает случай.

Иоанн Дамаскин писал, что у двух ипостасей имеются различные акциденции, каждая из них является характеристикой личности. Каждое Лицо Святой Троицы имеет свои особенности:

  • В природе Бога Отца нет начала и нет конца. Он не рождался и никуда не уходит.
  • Бог Сын родился от Отца вне времени, Он вечен.
  • Отец посылает Дух Святой, от Него исходящий.

Личное существование создавшего мир Бога превышает человеческий разум

Это ипостасные свойства, но не акциденции, ибо в Творца нет случайности, которая лежит в основе акциденции. Господь неизменен и неслучаен, об этой мы находим подтверждение в Библии.

В Старом Завете говорится о том, что Создатель не является человеком и Ему не присуща ложь людская, все, о чем сказано Богом, будет исполнено (Числа 23:19)

Пророк Малахия передает слова Творца о том, что Господь не изменяется и по слову Его Иаковы дети не были уничтожены. (Мал 3:6)

Апостол Иаков в своем послании подчеркивает, что у Всевышнего Творца нет изменений и перемен (Иак. 1:17)

Личность

Слова «личность» и «ипостась» не являются синонимами.

Понятие «Личность» имеет множество трактовок и смыслов. Личность не является природной частью, это не бытие. Философские спекуляции пытаются изобразить единого Бога безликим, некой абстракцией, не имеющей личных отношений с людьми. Господь выражается в ипостасном существовании, в природе личного существования, которое трудно уразуметь человеческим разумом.

В современной психологии личностью называют акциденции, которые можно отделить или определить. Человек по мере своего развития может быть разной личностью, потеряв рассудок, он уже не личность.

Как было написано выше, Творец не является акциденцией, ибо в Его сущности нет временного, изменяемого или приобретенного.

Часто термином «личность» хотят подчеркнуть уникальную неповторимость того или иного человека, вот в этом случае можно говорить об ипостаси.

В послании преподобного Иустина говорится о том, в Личности Иисуса Христа показано человеколюбие, истинная любовь Бога, она уникальна, неповторима и неизменна. Богочеловеку дано взять под Свой контроль все, все вокруг Божье, но все является Господом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гороскопы на все случаи жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: