Сегодня даже не церковный человек знаком с некоторыми понятиями, которые встречаются в Библии. Все они незаметно укоренились в повседневной жизни в виде поговорок и фразеологизмов. Взять, к примеру, такие фразы, как: «Око за око, зуб за зуб», «Фома неверующий», «Не убий», «Не укради» и т.д. Последние же две фразы относятся к Десяти Заповедям Ветхого Завета.
Несмотря на Заповеди Блаженства, которые оставил человечеству сам Господь Иисус Христос в Новом Завете, каждый верующий христианин обязан знать и о происхождение Декалога, или Десяти Заповедей. Для человека светского, подобная информация не станет лишней, так как несет в себе образовательный характер.
История появления скрижалей
Еще до прихода на Землю Спасителя, многие люди не знали истинного Бога и поклонялись идолам. Существовали и богоизбранные пророки, которые должны были подготовить народ к пришествию самого Бога.
Одним из первых пророков и праотцов был Моисей. Господь велел ему вывести из египетского рабства избранный Израильский народ. Лишь после сорока лет скитаний, Моисею и его людям удалось покинуть пустыню. Богом избранному народу надлежало вести жизнь праведную, нежели ее вели остальные варварские народы. Для этого Бог передал Моисею Скрижали Завета на горе Синай в пятидесятый день после исхода из Египта.
Пророк Моисей, получающий от Господа Скрижали Завета
Но народ забыл о земле обетованной и о Боге, установив при этом себе идола — золотого тельца. Моисей счел людей недостойными этих заповедей, и разбил скрижали.
Позже, он просил Бога простить неверие народа, на что Всевышний согласился и велел Моисею вытесать новые скрижали. Именно на этих скрижалях и были размещены заповеди. Скрижали были положены в Ковчег Завета. Ковчег — это специальный сосуд, который израильтяне бережно хранили в знак союза между Богом и их народом.
Сам Господь показал Моисею, какой формы должен быть ковчег. Предполагается, что он был утерян после разрушения Иерусалимского храма царем Навуходоносором в 586 году.
Для сведения! На сегодня местонахождение ковчега и скрижалей так и не было определенно.
Заповеди Старого и Нового завета
Будет неверным отметить, что заповеди Нового Завета противоречат и отменяют Десять Заповедей. Наоборот, новозаветные Заповеди Блаженства дополняют старозаветное учение. Подтверждением этому служат слова Спасителя из Евангелия от Матфея: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».
Говоря мирским языком, законы Нового Завета требуют от человека большего внимания к внутреннему миру, мыслям и желаниям.
Каменные скрижали Десять заповедей
Декалог же был предназначен людям с огрубевшим сердцем и сознанием, которое никогда не знало истинного Бога. Для тех людей было достаточным соблюдение правил воздержания от чего-либо. В Заповедях Блаженства все довольно серьезно: теперь одна лишь мысль о смерти ближнего равняется смертному греху.
Интересно! «Скрижали» — слово славянского происхождения. Имеет несколько значений, такие как «камень», «доска». На иврите Скрижали Завета имеют название «Лухот а-Брит», что дословно означает «доски союза».
Значение каждой заповеди
В десяти Божьих заповедях кратко объясняется, как должен относиться человек к Богу и своему ближнему:
- в первой заповеди речь идет о том, что существует только один истинный Бог и создатель всего видимого и невидимого. Поклонение другим Богам является грехом. Эта заповедь одна из главных установлений во взаимоотношениях между Богом и человеком,
- вторая заповедь подобна первой. В ней говориться, что нельзя обожествлять всякое творение Господне, а нужно служить единому Богу,
- третья заповедь запрещает вспоминать имя Бога напрасно,
- четвертая заповедь взывает к отдыху и покою в день субботний, символизируя отдых Творца после шести дней творения. У православных христиан таким днем считается воскресенье, так как в этот день произошло главное событие человечества — Воскресение Господа,
- в пятой заповеди говорится о почитании родителей. Это главная заповедь, которая регулирует человеческие отношения,
- в шестой заповеди говорится о важности человеческой жизни. Убийство — уничтожение Божьего дара,
- седьмая заповедь указывает на важность законных отношений между мужчиной и женщиной,
- восьмая заповедь запрещает красть и извлекать выгоду за счет своего ближнего или ему в убыток,
- в девятой заповеди говориться, что нельзя говорить ложь о ближнем и порицать его,
- десятая заповедь указывает на грех зависти. Желание благ ближнего своего ведет к духовному падению.
Важность именно этих отношений подчеркнул и сам Христос в Евангелии от Матфея:
«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь, вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя, на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».