В русском мире практически все люди считают себя христианами, посещая церковь по праздникам, соблюдая кое-как посты, но при этом Бога не знают. Милостивый Господь посылает в мир истинных праведников, чтобы они через Слово донесли людям суть спасения и очищения.
Детские годы
В начале октября, 9 числа,1927 года в селе Новая Маячка, ныне это Херсонская область, родился мальчик Ванечка. Его родители были зажиточными крестьянами, которые в 1928 году вынуждены были покинуть насиженное место и нажитое добро, чтобы избежать доли так званых кулаков.
Их местом поселения стало село Спасское, большая семья с пятью ребятишками терпели голод и холод. Питаясь скудным урожаем с клочка земли, а по весне собирая лебеду и крапиву, из них варились щи и пеклись хлебцы, семья выжила.
Митрополит Иоанн Снычев
Понимая, что образование для детей является путевкой в жизнь, большое семейство переезжает в город Сорочинск. Безграмотные родители не отличались набожностью, поклонение Богу не было заведено в семье, поэтому вопросы маленького Вани о Боге и молитвах оставались без ответа.
Иван после окончания семилетки поступает в техникум в Орске, но учебу пришлось прервать из-за Великой Отечественной войны.
Юношеское стремление к Богу
Будучи еще ребенком, Ванюша не мог смириться с мыслью о том, что после смерти человек просто исчезает в никуда. По достижении пятнадцати лет, Иван много думает о смысле жизни, при этом, по воспоминаниям самого митрополита, он постоянно ощущал около себя некую поддерживающую силу.
Его мировоззрение изменил дивный сон, в котором Ваня увидел себя посреди поля, только что вспаханного. Юноша во сне физически ощутил в руках волшебные семена, он сеял их, широко разбрасывая по полю. Чудо состояло в том, что семена мгновенно давали всходы, росли и давали плоды. Все поле в мгновение ока покрылось плодами, но, сорвав один из плодов, Иван увидел, что он совершенно незрелый.
Срывая и проверяя плоды, он дошел до середины поля, подошел к Животворящему кресту, лежащему между растений. Это был Голгофский крест, крест Иисуса Христа. Переполненный радостью, юноша положил крест на себя и пошел к краю поля. Вдруг небо потемнело, сорвался ураганный ветер, полил дождь, сопровождаемый раскатами грома.
В страшную непогоду Иван пришел в родное село, навстречу ему вышла монашка, и поприветствовала, как юродивого. Проснувшись, юноша понял, что Господь даровал ему другую, не мирскую жизнь.
Первые ростки духовного прозрения
Шла война, богомольные старушки все чаще собирались для молитвы за спасение страны и возвращение родных. Случайно зашедший на такое собрание Ваня мгновенно почувствовал родную атмосферу, его сердце затрепетало от радости. Духовной матерью Вани стала наставница и подвижница благочестия монахиня Феврония.
1 августа 1943 года Спаситель даровал юноше видение. По православному календарю это был день почитания Серафима Саровского и Ильи пророка. Иван находился на танцевальной площадке, когда его накрыло чувство омерзения, и в танцующих людях явились кривляющиеся бесы. Молодой человек физически почувствовал, как его тянет в зловонную яму, он воззвал к Богу, убедившись в существовании ада и рая.
Важно! Переломный момент наступил в конце осени 1944 года, когда Ивана призвали в армию, юноша искренне молился и вскоре был комиссован по болезни.
Молодой человек уже не мог вернуться в мир, он уезжает в город Бузулка и поступает в Петропавловский храм пономарем. Его прилежание и добросовестная служба были отмечены епископом, Ваню переводят келейником.
Начало богослужения в чине священника
К 9 июля 1946 года принявший постриг послушник Иоанн рукополагается дьяконом, в середине января 1948 года — иереем. Старец-архиерей, владыка Мануил увидел в нем мироносца, способного утихомиривать как конфликты, так и человеческие страсти.
Новопризначенному иерею доверили ведение дел по религиозной гимнографии, а именно, восстановление почитания иконы Богородицы «Тадынская». Бывший келейник был выделен владыкой для написания акафиста святому образу Божьей Матери, что положило начало духовного творчества будущего митрополита Снычева.
Отец Иоанн на богослужении
Регулярное общение с прихожанами, посвящение их в историю православия и жизнь святых взращивало проповеднический талант молодого священника. Черные дни наступили весной 1948 года, когда страну накрыла новая волна антирелигиозной деятельности. Архиепископа Мануила арестовали и отправили в десятилетнюю ссылку в Мордовию.
Послушник Иоанн заканчивает Саратовскую семинарию, а в 1955 году — Духовную академию в Ленинграде. Кандидат богословия вместе с вернувшимся из ссылки наставником архиепископом Мануилом работают на кафедре сектоведения.
Интересно! После пострига в мантию Иоанн Снычев 2 года при помощи наставника пишет монументальные духовные труды, за что в 1959 году награждается крестом, украшенным драгоценными камнями из рук Патриарха Московского и Всея Руси Алексия.
В 1961 году владыка Мануил назначается архиепископом Куйбышевским, с ним переезжает и отец Иоанн на пост священника Покровского кафедрального храма. Вскоре он рукополагается в игумены, а через три года в 1964 году — в архимандриты.
Служение архипастыря
В 1965 году Иоанн Снычев — епископ Сызранский, в 1966 году защищает магистерскую диссертацию и получает звание магистра Богословия.
1972 год — Чебоксарская епархия получает нового архиерея, а в 1976 году состоялось хиротония присвоения Иоанну Снычеву чина архиепископа.
Посещение Святой Земли Иерусалима в 1987 году внесло свои коррективы в духовную жизнь священника, в 1988 году епископ читает лекции в Санкт-Петербургской духовной академии.
С 1990 года отец Иоанн — митрополит епархии Санкт-Петербурга, во время правления:
- основал Петровскую академию науки и искусства,
- способствовал увеличению действующих церквей в 3 раза,
- покровительствовал реставрации и ремонту храмов, возобновивших богослужения,
- основал издательство духовной литературы,
- написал книги по богословию и истории церкви,
- добился разрешение о преподавании Закона Божьего в некоторых школах.
Открытый для общения с общественностью, среди которой часто встречаются атеисты и иноверцы, митрополит Снычев готов ответить на все вопросы в программах «Храм» и «Колокол».
Литературное духовное наследие
Борец за чистоту православный веры, современный Златоуст, митрополит Снычев, книги которого стали настольными у многих священников и прихожан, оставил потомкам неоценимое наследство.
Митрополит до глубины сердца переживал о духовном и моральном одичании народа, он приложил все силы, чтобы возродить самосознание у православных верующих, свои наставления в книгах:
- «Голос вечности. Проповеди и поучения»,
- «Как подготовиться и провести пост. Как жить в современном бездуховном мире»,
- «Стояние в вере. Очерки церковной смуты»,
- «Самодержавие духа. Очерки русского самосознания»,
- «Наука смирения. Письма монашествующим»,
- «Посох духовный» и другие.
Книга Иоанна Снычева Стояние в вере
В книге «Русская симфония» освещается история развития церковного избранничества в России. Книга наполнена призывами к тем людям, сердца которых не равнодушны к поруганию святынь нации. В качестве председателя Синодальной комиссии принял участие в подготовке и написании тропарей и кондаков священномученикам и новомученикам.
Внезапная кончина
Критические замечания владыки в адрес высших эшелонов власти вызывала негативную реакцию некоторых чиновников. В 1995 году произошло 2 странных автокатастрофы, после этого сгорел цех по производству свечей, вся епархия осталась без них.
Митрополит Снычев искал все пути для сбора средств на восстановление завода, часто посещал городские мероприятия.
Банк «Санкт-Петербург» отмечал свою 5-летнюю годовщину основания, на празднование в гостиницу «Северная корона» были приглашены крупные бизнесмены, от которых владыка рассчитывал получить пожертвования для епархии.
В 20.00 официанты вынесли прохладительные напитки, митрополиту сок подали на отдельном подносе. Отпив глоток, владыка Снычев пошел навстречу прибывшему мэру Собчаку с женой.
Последующие события не раз были описаны в прессе и показаны по телевидению. Митрополит поднял руку для благословения Людмилой Нарусовой, на мгновение замер, обвел зал удивленным взглядом и упал.
На этом невероятные события не закончились. Врачи, приехавшие на «Скорой», не имели при себе сердечных медикаментов, через некоторое время они констатировали остановку биения сердца. Это случилось 2 ноября 1995 года.
Весть о внезапной смерти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) мгновенно облетела Россию и весь мир.
Могила Иоанна Снычева на Никольском кладбище С-Петербурга
Никольское кладбище в Александро-Невской Лавре стало местом захоронения великого богослова 20 века, оставившего неоценимый вклад потомкам для укрепления истинной веры и русского духа, Митрополита Иоанна Снычева. Его могилу венчает простой деревянный крест и табличка из металла.
Отзывы о владыке Иоанне известных людей
По словам русского писателя Марка Любомудрова отец Иоанн — величайший мыслитель и религиозно-нравственный авторитет последнего времени. Благодаря Снычеву богословское и историко-философское творчество в период морального и духовного упадка общества переживает необычайный подъем. Митрополит, как духовный отец, повел русский народ к духовному освобождению в сложный для России период.
Константин Костюк видит во владыке монархиста, диссидента, националиста, отвергающее все, приходящее с Запада.
Митрополит Вениамин (Пушкарь) подчеркивает, что для Троице-Сергиевской братии владыка Иоанн был учителем и наставником, благодаря которому были воцерковлены многие люди.
Архимандрит Пахомий (Трегулов) вспоминает о том, что видел владыку в постоянной молитве, сравнивая его с первыми подвижниками веры. Отец Пахомий в немощном старце видел несгибаемого воина Христа.
С мнением владыки Иоанна, оставленного в его книгах, можно соглашаться или не соглашаться, но нельзя к ним оставаться равнодушными.