Пристрастие к алкогольным напиткам — насущная проблема, стоящая перед человечеством. Многие христиане пытаются оправдать своё пагубное пристрастие цитатами из Священного Писания, в которых употребление вина упоминается в позитивном смысле.
Но в то же время большинство уважаемых Отцов Церкви говорят о том, что алкоголь в любом количестве является злом. Этот острый спорный вопрос легко решается при внимательном прочтении библейского текста.
Вино в Ветхом Завете
В синодальном переводе старейшей части Священного Писания слово вино употребляется более 200 раз. При этом в исходном тексте употребляется несколько наименований, имеющих следующее значение:
- Яин — слово, в буквальном переводе означающее вино. Оно употребляется в Ветхом Завете 134 раза.
- Тирош — свежий виноградный сок или новое, сладкое вино. Упоминается в ветхозаветных текстах 34 раза.
- Хемер — в еврейской традиции красное сладкое вино.
- Сикера — крепкий виноградный напиток, который хорошо насыщает и может опьянять.
- Асис — свежевыжатый сок винограда.
- Сове в Библии употребляется в двух значениях. В одном эпизоде под ним понимают крепкий винный напиток. В остальных упоминаниях переводчик трактует это слово как пьянство.
Под словом «вино» в Библии подразумевается как перебродивший, так и обычный виноградный сок
Древние евреи считали виноград и продукты из него получаемые дарами Господа. Виноделие было важным направлением хозяйственной деятельности в древнем мире. Оно упоминается во множестве библейских притчей. При этом упоминания носят как положительную, так и отрицательную смысловую нагрузку.
Алкоголь или сок?
Современные исследователи, проведя лингвистический и культурологический анализ библейских текстов, пришли к выводу, что слово вино в наше время и в библейском мире имело различное значение. В еврейской традиции существует 13 выражений, которые сегодня переводятся словом вино.
Важно! Учёные же сделали вывод, что только 3 из них имеют отношение к алкогольным напиткам. В остальных библейских историях речь идёт о различных соках из солнечного плода.
Одним из первых исследованиями этого вопроса занимался епископ Владимир Богоявленский, который был замучен большевиками в годы религиозных гонений. Занимая пост главы основных русских кафедр — Московской, Петербургской и Киевской, он провёл изыскания, по результатам которых отметил, что хвалебные отзывы в библейских текстах относятся к виноградному соку, не прошедшему процесс брожения.
В историях, содержащих порицания и прямые запреты на употребление вина, говорится об алкогольном напитке из винограда. Выводы православного священнослужителя подтверждают информация из исторических источников.
Вино и виноград упоминаются во множестве библейских рассказов
Философ Проклус, живший в Древней Греции, описывает процесс изготовления свежевыжатого виноградного сока и называет получившийся напиток вином. Историки отмечают, что жители Греции и Рима сохраняли сок, подвергая его процессу путём длительного кипячения.
При этом объём жидкости уменьшался на четверть. Затем напиток разливали в глиняные сосуды и запечатывали кожей, предотвращая доступ воздуха. В таком виде он хранился до 2 лет, не приобретая опьяняющих свойств.
Исследователи, изучающие вопрос упоминаний вина в Священном Писании, ссылаются на апокрифические труды, в которых уточняется, что во время Тайной Вечери Господь велел подать чашу не с винным напитком, а с соком, выжатым непосредственно в сосуд. Историки считают, что этот обычай соблюдался во время церковных обрядов на протяжении минимум 10 следующих веков.
Случаи с Ноем и Лотом
Первые упоминания негативного воздействия вина находится в Ветхом Завете. Борцы с пьянством ссылаются на 10 главу Книги Бытия, описывающую историю опьянения Ноя. Через некоторое время после Потопа праведник занялся земледелием, разбив большие виноградники. Однажды он выпил большое количество перебродившего виноградного напитка и опьянел.
Лежащего в обнажённом виде Ноя увидел его сын Хам. Выйдя из шатра, он рассказал об увиденном своим братьям, насмехаясь и осуждая отца. Иафет и Сим взяли покрывало, вошли спиной вперёд в шатёр и накрыли наготу родителя.
Опьянение Ноя
Негативные последствия от чрезмерного употребления вина коснулись не только праведника, но и его детей. Вид опьяневшего отца подтолкнул Хама к греху осуждения и неуважения по отношению к родителям.
О пагубном влиянии алкоголя на души людей говорится в 19 главе Книги Бытия. Праведный Лот, который избежал божьего гнева, уничтожившего Содом и Гоморру, стал жертвой родных дочерей. Поддавшись греховным помыслам, девы решили напоить отца вином и переспать с ним, чтобы понести от него ребёнка.
Неоднократное злоупотребление праведника хмельным вином привело к грехопадению и кровосмешению. Дети, родившиеся у дочерей Лота, стали прародителя языческих народов, которые в Библии назывались врагами Господа.
От Мелхиседека до Христа
Напиток, получаемый из плодов винограда, в библейские времена считался символом гостеприимства и достатка. Сторонники трезвого образа жизни настаивают, что символом благополучия считался безалкогольный сок. Именно о нём говорится в следующих библейских историях:
- Иерусалимский первосвященник царь Мелхиседек угощал хлебом и вином Авраама, победившего иноземных царей. Многие века еврейский народ выражал уважение и почтение гостям.
- История, произошедшая на свадьбе в Канне Галилейской, рассказывает о чуде преображения Христом воды в вино. В тексте упоминается, что напиток, сотворённый из воды, был превосходного качества. Исследователи утверждают, что Иисус утвердил свою славу не хмельным напитком, в свежим виноградным соком.
Свадьба в Канне Галилейской
- Во время Тайной вечери Спаситель предложил испить из чаши вино, символизирующее его кровь. В священном тексте нет указаний на крепость виноградного напитка, но в апокрифической литературе содержатся указания на наполнение ёмкости для первого в истории причастия свежим соком из винограда.
- В речах апостола Петра упоминается как о вреде пьянства, так и пользе вина для улучшения здоровья. Ученик Господа рекомендовал апостолу Тимофею употреблять небольшое количество молодого вина для обновления организма и улучшения настроения. При этом в первоисточнике употребляется слово «тирош», означающее свежевыжатый сок.
Недуги души
Алкогольная зависимость — одна из причин следующих социально-нравственных проблем:
- повышение уровня бытового травматизма и смертности,
- увеличение числа автомобильных аварий,
- разгул преступности,
- кризис института семьи и брака,
- снижение уровня культуры и нравственности.
Православная Церковь считает алкоголизм духовным недугом, приводящим к психическим и физическим изменениям в организме. Излечить пагубное пристрастие человек может приобщение к церковной жизни.
В Библии осуждается употребление алкогольного вина
Алкоголик должен добровольно прийти в церковь и покаяться в своих грехах. Вступив на путь исцеления, он должен совершать следующие деяния:
- участвовать в церковных службах,
- проходить таинства,
- усердно молиться,
- соблюдать посты,
- регулярно читать Святое Писание и труды отцов Церкви.
Церковнослужители настаивают, что проблему пьянства можно решить лишь при тесном сотрудничестве общественных организаций, государственных структур и Церкви.
Важно! В настоящее время при поддержке Православной Церкви действуют множество реабилитационных центров и общественных центров, которые помогают зависимым людям побороть недуг и социализироваться в обществе.
Несмотря на уверения слабых духом людей, оправдывающих своё пагубное пристрастие цитатами из Библии, употребление вина не оправдывается на её страницах. Господь подарил людям виноградную лозу и благословил сок из её плодов. Употребление вина в Священном Писании порицается, а в некоторых случаях находится под прямым запретом.