Многие библейские слова и выражения давно уже стали, если не «притчей во языцех», то фразеологизмами и пословицами точно. Несмотря на то, что многие думают о популяризации Писания таким образом, зачастую это приводит к плохим последствиям — Божие слова искажаются и забывается их истинный смысл. Так произошло с выражением «Всяк человек — ложь», что оно значит на самом деле?
Источник цитаты
Выражение «Всяк человек — ложь» встречается впервые в Псалтири, в 115 псалме во втором стихе. Полная цитата будет звучать так:
«Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен. Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь».
Этот псалом входит в 6 кафизму и по монашеской традиции читается на церковнославянском языке каждое утреннее храмовое богослужение в субботу и во вторник. Читают псалом и перед принятием Причастия, так что каждый воцерковленный христианин слышал этот текст.
Данный псалом был написан неизвестным автором, который, очевидно, пережил разочарование или предательство близкого человека. Смысл текста и манера написания заставила богословов-толкователей назвать его «псалмом мученика».
К псалму 115 обращаются для защиты от обмана и лжи окружающих людей
Несмотря на горечь в тексте и смысле, песнь имеет надписание «Благодарственный», что означает превозношение и славу Господа. И правда, последующие 3-10 стихи песни полностью посвящены прославлению Небесного Творца, в которых автор воздает Ему славу.
Помимо утвержденных богослужений, данная песнь читается в моменты тяжелого разочарования в людях или в ситуациях, когда человеку требуется защита от злых людей и их обмана. Многие христиане читают псалом понимая и осознавая, что сами часто обманывают и разочаровывают людей, прося Бога дать им крепости и силы.
Толкования
Для правильного толкования приведенной цитаты следует разобраться в смысле псалма в целом и разобрать первые стихи. Из текста понятно, что автор пережил тяжелое предательство и отныне он полагает свои надежды и мечты только на Господа.
Важно! И только надеясь и веря в Отца Небесного человек способен не только поверить другому человеку, но и вновь доверится ему после предательства. Таким образом, вера и любовь к Богу помогает человеку самому верить людям и любить их. Бог является неистощимым источником любви ко всему окружающему миру.
Иоанн Златоуст записал свое собственное толкование фразы, которая, казалось бы, определяет человека как лживое создание. Богослов говорил, что псалмы часто затрагивают характер человека, указывая на несовершенство. Иоанн Златоуст характеризует весь псалмом, говоря:
- Время написания псалма — очередная война иудеев с врагами.
- Автор стоит на большом камне, видя слабость армии евреев и крича, что уповать надо только на Господа.
- Слова «я сильно сокрушен» показывают, что автор пребывал в сильном упадке духа, очевидно, что армия его народа проигрывала и он разочаровался в ней.
- Выражение «в исступлении» показывает, что певец пребывал в некотором шоке от происходящего, не вполне осознавая, что происходит вокруг.
- По мнению Златоуста, в выражении используется одно из трех слов: «лживость», «лжет» и «недостаточен», т.е. человек отличается лживостью/лжет/недостаточен. Что указывает не на ничтожность человека, но на его несовершенство и греховность.
Златоуст в своем толковании приходит к выводу, что певец всего лишь показал, что отчаянное разочарование в человека естественно — он греховен, его натура всегда будет неполноценной и надеется на нее не стоит. Вместо этого следует обратиться к Господу и уповать только на Него — ведь Он совершенен и никогда не подведет.
Псалом 115 читают на субботнем богослужении
Богослов Лопухин во многом соглашается с Иоанном Златоустом и также указывает, что смысл псалма — указать на несовершенство человеческой натуры и направить надежды к Богу. Богослов говорит:
- Писатель — глубоко верующий человек, который в моменты печали и разочарования прибегает к Господу.
- Он говорит, что надежда на помощь другого человека не только обманчива, но и то, что люди часто живут своими намеренными, сознательными обманами близких.
- Лопухин высказывает мнение, что автор был настолько огорчен, что в этом можно увидеть намек на действия самаритян при персидском дворе — их предательство привело к поражению в войне.
- Находясь даже в сложном положении, человек должен обращаться и надеяться только на Бога.
Таким образом, фраза «Всяк человек — ложь» — это не просто очернение людей, это откровенная картина неполноты натуры и характера. Автор пытается показать, что какой-бы человек не был, он всегда будет подвержен влиянию греха (будет разочаровывать). Поэтому уповать и надеяться (очаровываться) надо только Отцом Небесным.
Мнение Церкви
Многие христиане стремятся толковать выражение дословно, утверждая, что в нем идет речь о грехе лжи. Человек лжет и в этом согрешает, подтверждая свою слабую греховную натуру. Однако Церковь в целом не согласна с таким толкованием, многие священники выступают против такого перевода.
Молитву следует регулярно читать тем, кто склонен сам обманывать близких
Митрополит Филарет (Вознесенский) говорил, что данное выражение не означает, что человек лжёт постоянно. Оно указывает лишь на то, что наша натура не укоренена в Истине настолько, чтобы всегда говорить правду.
И что ошибиться (солгать) может даже самый правильный и благочестивый человек. Митрополит был склонен толковать данную фразу лишь как показатель того, что никто из людей не застрахован от ошибок и заблуждений.
Святитель Тихон (Задонский) писал, что каждый человек в своей жизни по меньшей мере солгал один раз из-за своей корысти или из-за своих прегрешений. Человеческая натура такова, что мы склонны говорить и обещать того, что мы не делаем или не сделаем, подвергаясь таким образом греху лжи.
Таким образом, дословно толковать выражение «Всяк человек — ложь» не стоит, оно вырвано из контекста и не может в целом передать весь смысл, что заложил в него автор. Псалом же в целом показывает, что человек имеет греховную натуру и поэтому возлагать на него особые надежды или полагаться не стоит — это можно делать только в отношении Господа Бога, который не постыжает и не подводит.