Андрей Кесарийский

Святитель являлся епископом Каппадокийского города Кесария, о других фактах жития преподобного не сохранилось сведений. Есть предположение, что Андрей жил на рубеже VI и VII веков. Известно только одно произведение, написанное епископом Кесарийским, оно называется «Толкование на Апокалипсис». Этот литературный труд считается первым и полноценным церковным комментарием на «Откровение И. Богослова». Труд, созданный преподобным Андреем, оказал колоссальное влияние на будущих авторов, принимавшихся за толкование последней книги Священной Библии.

Значение литературного труда

Откровение И. Богослова (Книга Апокалипсиса) — это последняя рукопись Нового Завета. Здесь описываются события, после которых во второй раз на землю снизойдет Иисус Христос. Пришествие будет сопровождаться страшными катаклизмами и катастрофическими бедствиями. После этого в книге повествуется о событиях, которые последует за вторым сошествием Мессии.

Автор Апокалипсиса несколько раз именует себя Иоанном, он говорит о том, что слышал глас Господа, который повелел святому записывать все увиденное. Откровение И. Богослова писалось до начала II столетия (80-95 гг. н.э.).

Толкование на Апокалипсис

Андрей Кесарийский усматривает в Апокалипсисе тройной смысл: прямой, нравственный (тропологический) и раскрывающий тайну Царствия Небесного. Последующие толкования, сделанные известными в христианском мире святителями, ссылаются именно на комментарии епископа, как на самый авторитетный источник. Существует предположение, что этот труд Андрей Кесарийский создал в период между 560 и 615 гг.

Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской

При написании автор, стремясь продемонстрировать подлинность Книги Апокалипсиса, использовал ссылки на раннехристианских святителей и богословов (Папия Иерапольского, Мефодия Патарского).

  • В предисловии к изданию преподобный Андрей отметил, что истолкование не претендует на то, чтобы называться Истиной, ибо даже буквальное изъяснение сказанного И. Богословом — дело практически невозможное.
  • Великий труд архиепископа Кесарийского создавался на греческом языке, в X столетии его перевели на грузинский и славянский, в XI — на армянский. До XV века славянские племена не имели возможности изучить оригинальную Книгу Апокалипсиса, они использовали только «Толкование » преподобного Андрея. Сочинение автора украшалось своеобразными традиционными миниатюрами.
  • Главной задачей всего труда святитель Андрей Кесарийский называл раскрытие аналогического смысла, пытающегося продемонстрировать то, что недоступно чувственности человека. Автор стремился указать на исполнение в мировой истории заветов, содержащихся в Апокалипсисе. Великая сложность в том, что демонстрация этих пророчеств возможна лишь отчасти, так как многое из сказанного И. Богословом принадлежит неизведанному для обыденного разума будущему. Автор подчеркивает, что вслед за царствованием Константина Великого наступит время антихриста. Дьявол станет правителем последнего, восьмого по счету, мирового царства.

На заметку! Каппадокия — древняя область, находившаяся в Малой Азии (сегодняшняя Турция). Её столицей являлась Кесария, в которой, как гласит предание, проповедовали первые ученики Христа Петр и Павел. Город называют центральным местом существования христианства как такового. Во времена гонений последователей Мессии в столице Каппадокии получали божественную славу многие святые великомученики. В Кесарии была создана кафедра епископства, известнейшим архиереем здесь был Василий Великий.

Анализ Толкования на Апокалипсис

Труд преподобного Андрея Кесарийского состоит из 24 отделов, каждый из которых разделен на несколько статей.

  • В начале книги автор дает определение Апокалипсиса, называя его откровением сокрытых тайн, полученным во время озарения или видений при помощи Бога. Преподобный Андрей отмечает, что слушающие то, что написано И. Богословом, прославляются.

    Толкование на Апокалипсис. Святитель Андрей Кесарийский

  • Таинство Церкви, количество ангелов, смертельные катастрофы отмечено здесь числом 7. Иисус, по мнению автора, всегда верен своим словам, Он есть Царь, дарующий спасение тем, кто подчиняется Ему. Бога и Мессию также обозначают словами Альфа (начало) и Омега (конец). Поэтому простому народу подобает прославлять Творца и его всемогущество, чтобы стать чище душой и получить право насладиться вечным блаженством и спокойствием.
  • Андрей Кесарийский отмечает, что голос, который слышал апостол Иоанн не был чувственной природы, но происходил из духовных областей. Образ Христа, описанный видящим его, для нас и новый и предвечный, так как излучает белый свет и пламенный жар. Апостол был шокирован этим видением и упал пред стопами Господа словно мертвый, но Тот поддержал его словом и возжелал укрепления пророка Иоанна.
  • Иисус Христос хвалит непоколебимость в вере, трудолюбие, но порицает нелюбовь к ближнему и уменьшение благих дел. Святитель Андрей утверждает, что религиозное наставление доступно только тем, кто открыл в себе способность духовного слушания и победил мирские наслаждения.
  • Преподобный Андрей рассматривает текст о том, как апостол Иоанн получил в дар священную книгу, которая символизирует принятие увиденного. Ангел повелел евангелисту предсказывать о будущей кончине мира. Далее, Господь посылает на землю двух своих верных слуг Еноха и Илию, которым суждено также разносить весть об Апокалипсисе. Однако после завершения их миссии антихрист выйдет из собственного убежища и победит посланников Божьих. Народ (язычники и иудеи) будет веселиться, так как эти двое мучили жителей земли своими пророчествами.

На заметку! Святитель А. Кесарийский советовал верующим прислушаться к словам о семи церквях, ведь это научит каждого терпеть нужду и полюбить добродетель. О 7 язвах нам говорят для того, чтобы мы обратились к покаянию. Автор называет Бога огнем подающим, делающим душу чистой и не боящейся беседы с Ним, даже во время грехопадения.

Дальнейшее изложение Толкования

Преподобный Андрей отмечает, что убиенных воскресит Господь на третий день, лично войдя в их тела. Это испугает окружающих и станет великим знамением скорого конца света. Нечестие падет от землетрясения, 7 тысяч привязанных к материальному существованию погибнут, в живых останутся только некоторые праведники. Святые и Ангелы, знающие законы Господа и следующие Его заветам, возблагодарят Бога, так как Он ради человечества пришел на землю и претерпел великие мучения.

  • Небеса разверзнутся и святые люди получат дары от Всевышнего, но нечестивцев постигнут природные катаклизмы. Там же произойдет и противостояние между ангелами и демонами, а сатана упадет в преисподнюю. Дьявол расплатится за то, что обманывал людей и порождал клевету. Вышние силы возликуют в победе, но будут скорбеть, ибо сатана не остановится в стремлении творить зло.
  • Далее, преподобный Андрей истолковывает суть появления новых чудищ на небесах, а также раскрывает подробности семи язв, посланных на землю для уничтожения нечестивцев.
  • Преподобный говорит, что название Вавилон, что переводится как «веселящийся», изначально применимо к городу, построенному персами, а после и к другим большим населенным пунктам, где народ упивался блудом и развратом. Ангел возвестит о падении Вавилона, который вскоре заполонят злые духи и страшные звери. Причиною разрушения большого города является, по словам преподобного Андрея, избыток неправедно заработанного богатства, жизнь в гордыни и тщеславии.
  • В последнем отделе «Толкования на Апокалипсис» святитель Андрей напоминает о достоверности всего того, что видел апостол Иоанн своим духовным взором. Откровение Иоанна создано для чтения верующих, так как оно указывает путь к Истине и предупреждает о страшных наказаниях, которые уготованы всем грешникам.
  • Каждый человек, напоминает автор, имеет право поступать как ему хочется, ибо всех одарил Господь свободой воли. Однако нужно помнить: каждое деяние имеет свое соответствующее последствие. Блаженны будут те, кто живет по законам Господа, другие же постепенно придут к страшному концу.

Преподобный Андрей Кесарийский известен тем, что создал первое полноценное истолкование Откровение Иоанна — последней рукописи Нового Завета. О жизни самого автора, к сожалению, нет никаких сведений, но изучая его труд, можно заявить, что святитель являлся смиренным слугою Господа, четко знавшим законы Творца Вселенной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гороскопы на все случаи жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: