Ферапонтов Богородице-Рождественский мужской монастырь в Вологодской области

Ферапонтов Богородице-Рождественский мужской монастырь, расположенный на берегу Ферапонтовского озера, следует обязательно посетить тем людям, которые интересуются духовной историей России или памятниками истории. Этот комплекс с самого своего основания стал важным духовным и просветительским центром Вологодской области, а сегодня входит в состав Всемирного наследия по решению ЮНЕСКО.

История основания обители

Основателем подворья считается преподобный Ферапонт, который в 1398 году начал собирать здесь монахов и в честь которого позже обитель и переименовали. В течение 400 лет это была мужская обитель, в которой служили монахи.

Богородице-Рождественский монастырь в Ферапонтово Вологодской области

За всю историю существования монастырь был несколько раз закрыт, после вновь открыт, но сегодня, ради сохранения уникальных исторических фресок, монашеская служба там приостановлена.

Основателями его считаются Ферапонт Белозерский, который создал скит при содействии правителя волости Андрея Можайского. Изначально он находился в стороне от больших дорог и трактов, был уединенным местом, но с развитием торгового пути через волость стал расти и процветать. По мере роста проходящего мимо тракта число паломников увеличивалось, как и иноков — к началу XV века в нем было уже более 20 братьев.

Особый расцвет подворья пришелся на время правления Василия II и III, и Ивана Грозного. В то время игуменом был Мартиниан Белозерский, который сумел не только сохранить монашеский уклад, но и сделать из подворья настоящий духовный и культурный центр волости. Правители обильно благословляли монахов землями, утварью и финансами. Это способствовало росту прихожан и братьев, и укреплению позиций монастыря среди прочих.

В XVII-XVIII веках обитель серьезно пострадала от нескольких пожаров и грабежей, а в 1764 году у нее были отобраны владения. В результате упадка в 1798 году монашеская деятельность тут была упразднена. Известен этот период и тем, что сюда сослали патриарха Никона в 1666 году на 10 лет. Кроме патриарха, тут же содержались митрополиты Литовский и Ростовский.

Век ХХ ознаменовался восстановлением монашеской жизни в империи, и Ферапонтов монастырь привлек внимание Императорской Археологической комиссии. По результатом ее работы в обители стали проводить реставрационные работы, и церковная старина была полностью сохранена. Закрыт он был вновь в 1924 году с приходом к власти большевиков. Несмотря на отсутствие богослужений, храмы не тронули и сохранили из-за наличия в церкви Рождества Богородицы уникальных фресок.

На заметку! Обратно в Лоно Церкви обитель была возвращена в 1990-х годах и с тех пор там постоянно открыт Музей Дионисия, а также проходят богослужения.

Описание архитектуры

Самая древняя церковь в комплексе и на всем русском севере — это собор Рождества Богородицы. Он был построен в 1490 году и именно внутри него находятся известные рисунки Дионисия, которые датированы 1502 годом.

Колокольня в Ферапонтовом Богородице-Рождественском монастыре

Всего же в архитектурном ансамбле 4 церкви (всего 6 престолов), колокольня и две палаты — Казенная и Трапезная. К сожалению, помещения, где проживали монахи и монашки не сохранились отчасти потому, что были деревянными, отчасти из-за отсутствия современной реставрации.

Интересно! Главная достопримечательность комплекса — храм Рождества Богородицы. Это первый каменный храм XV века на Руси.

Церковь построена в традиционно русском стиле, который присущ всем древним церквям Русского Севера. Тут также ранее находился иконостас с иконами, которые были написаны тем же Дионисием, но они были перенесены в 1930-х в Кирилло-Белозерский музей и ряд галерей. Сам храм имеет главный престол и южный придел, где ранее была малая главка, а также звонницу с северной стороны здания. В 2000 году он вошел как памятник архитектуры в список ЮНЕСКО.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была построена вместе с Трапезной палатой в 1530–1531 годах при спонсорстве царя Василия III как благодарение Господу за рождение сына Иоанна IV. Под Трапезной палатой располагалась пекарня и кухня для монахов. Сама Трапезная имела необыкновенную архитектуру — это был ярус, который сейчас замурован. В нем располагаются отдельные камеры, где ранее располагались колокола, а позже хранились книги. Церковь Благовещения соединена с собором Рождества Богородицы каменными переходами.

Церковь св. Мартиниана была возведена в 1641 году и в ней похоронен второй основатель обители. Именно под толщей фундамента этой церкви хранятся мощи святого Мартиниана, а место погребения украшено золоченой рáкой из дерева с текстами из его Жития. У ног преподобного похоронен его ученик Иоасаф, который был в свое время архиепископом в Ростове.

Рака преподобного Мартиниана в Ферапонтовом монастыре

Церковь Богоявления была построена как надвратная в 1649 году и служила домовым храмом для патриарха Никона, который был сослан сюда в ссылку. А колокольня была построена в XVII веке и имеет три яруса. Внутри нее находится шатер в форме квадрата на самом верху которого сохранился часовой механизм (1635 года). Колокольня и часы были полностью восстановлены и находятся в рабочем состоянии.

Деятельность прихода

К сожалению, на сегодняшний день монастырь не действует, но на его территории открыт художественный музей-заповедник. Несмотря на отсутствие монашеского скита тут, на территории местных храмов проходят регулярные богослужения, которые можно посетить паломникам.

Основная деятельность местных служителей — это забота и поддержание архитектурных памятников в надлежащем состоянии. Проекты возобновления монашеского жительства тут не одобряются искусствоведами, которые боятся, что с возвращением монахов в эти стены и их жительства тут фрески начнут приходить в негодность. Музей основали в 1930-х годах и до сих пор он осуществляет заботу и сохранение памятников Ферапонтова монастыря.

Святые ворота с Богоявленской и Ферапонтовой надвратными церквями

Богослужения сегодня проходят в надвратных церквях, а центральный собор чаще всего закрыт из-за необходимости поддерживать в нем соответствующие условия. Попасть на службу можно на выходных:

  1. В субботу в 10 утра служится молебен и панихида, а в 5 вечера — Всенощное бдение.
  2. В воскресный день в 9 утра совершается Божественная литургия.

Для паломников можно приехать в Ферапонтово на выходные и остаться на все выходные, тогда можно будет посетить музейный комплекс, все службы и осмотреть красивые окрестности.

Святыни и престольные праздники

Несмотря на отсутствие монашеского жительства, в храмах сохранились святыни, которым можно поклониться при паломнической поездки в эти места. Среди святынь особо выделяют:

  • фелонь святого Иоанна Кронштадтского,
  • 9 древних антиминсов 15-17 вв., которые были перенесены сюда из собора Рождества Богородицы,
  • мощи архиепископа Иоасафа и Галактиона Белозерских,
  • рака с мощами преподобного Мартиниана 1646 года и его риза.

Иконостас в церкви Мартиниана Белозерского

Кроме этого, можно осмотреть сохранившееся имущество патриарха Никона, который был тут в ссылке. Сохранилось его кресло и рабочий стол. Хранится в храме и две уникальные иконы:

  • икона Богоматери «Скоропослушница», авторства монахов с Афона,
  • икона преподобных Ферапонта и Мартиниана, которая была написана местным монахом Феодосием.

В окрестностях можно посетить восстановленный остров на Бородаевском озере, который когда-то сложил сам патриарх Никон во время своей ссылки сюда. Тут же установлен Поклонный крест.

В монастыре ежегодно празднуют престольные праздники:

  • Богоявления Господня — 19 января,
  • Рождество Богородицы — 21 сентября.

Святыми покровителями храмов здесь считают Ферапонта Белозерского, который был тут основателем и первым игуменом, Мартиниана Белозерского, который занимал должность второго игумена и блаженного Галактиона.

Фрески

Фрески Дионисия являются единственной сохранившейся сегодня стенописью этого мастера. Они появились на стенах монастыря еще в XVI веке, когда артель живописцев расписали храм. Одним из мастеров был Дионисий — известный мастер и создатель христианских рисунков в церквях.

Роспись купола собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре

Почему росписи появились именно в Ферапонтовом монастыре? Дело в том, что обитель располагалась на новом торговом пути, а храм Рождества был первым каменным на этом пути, поэтому его и решили расписывать. Мастера пребывали в этой местности 2 года, за которые и закончили свою работу. Она включала более 300 сюжетов и отдельных персонажей, которые украсили поверхности всех стен, столбов, откосов и сводов церкви. Рисунки отсутствуют только за иконостасом и перегородкой алтаря. Есть фрески и снаружи церкви — на нижней части южной стены там, где захоронен святой Мартиниан.

На заметку! Особенность фресок Дионисия не только в том, что они единственные, дошедшие до наших дней, но и в их сюжетах. Дионисий впервые на Руси использовал для своих сюжетов Иоанна Предтечу, Вселенские соборы и акафист Богородицы. 

Историки считают, что Дионис какое-то время жил на Афоне и его работа в Ферапонтове стала продолжением тех фресок, что он видел на святой горе.

Особое место в его картинах занимает Богородица — большой цикл росписей Рождественского храма является одним гимном: «Радуйся!», который направлен к изображению Богоматери Одигитрии на троне. При этом фрески соединены воедино и не разнятся по стилю. Тут представлены картины пира в Кане Галилейской (первое чудо Христа на земле), картины Страшного суда и сам Христос Вседержитель в центре купола храма.

Кроме этого, стены украшают изображения мировых храмов и соборов. Особое внимание уделено сюжету Рождества Богородицы, ведь храм посвящен именно этому событию. Сюжет состоит из трех поясов: в верхнем — деисус, в среднем — Рождество Богородицы, праведные Анна и Иоаким, в нижнем — славящие ангелы и архангел Гавриил.

Богоматерь на престоле, с архангелами Михаилом и Гавриилом. Роспись алтарной конхи в соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Главной характеристикой рисунков является мягкость их цветов, ведь среди них преобладает светлая и нежная палитра оттенков. Яркий голубой цвет использован мастером для фона фресок. При этом контуры мягкие, закругленные в каждом сюжете. Они совсем не тяжелые, парящие. По свидетельствам, краску мастеру доставляли из Москвы.

Как добраться

Монастырь располагается по адресу: село Ферапонтово, 8 строение по улице Каргопольской. Он находится в 20 км от города Кириллов и в 120 км от Вологды. Ближайший населенный пункт — село Ферапонтово, которое располагается на противоположном берегу реки от обители.

Добраться удобнее всего автомобилем:

  • со стороны Вологды надо двигаться по трассе Р5 на север до села Ферапонтово,
  • со стороны Череповца — по трассе Р6 в сторону Кириллова.

Доехать до комплекса можно и поездом из Москвы или Питера до Вологды или Череповца, а там пересесть на автобус до Липина Бора или Вытегры. Маршрут автобуса проходит по трассе рядом с селом Ферапонтовым, а водитель подскажет, где необходимо выйти. До монастыря от трассы около 2 км, но всегда можно поймать попутку. Автобусы ходят и из Кириллова 2 раза в неделю (вторник и четверг) с главного автовокзала.

Несмотря на то что обитель не действует, в ней проходят регулярные богослужения, а время работы самого архитектурного комплекса с 1 мая по 31 сентября с 9 утра до 6 вечера. В холодный сезон время работы сокращается на 2 часа — с 9 утра до 5 вечера.

Узнать часы работы и дополнительные детали можно по телефону +7 (921) 237-25-59. А также ознакомится на сайте монастыря http://ferapontov-monastyr.ru/ или сайте музея фресок http://www.dionisy.com/.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гороскопы на все случаи жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: