Талантливый иконописец и мудрый философ появился на Руси во время начала возрождения государственности и самосознания русского народа. Феофан Грек оставил яркий след в культуре Руси, оказав влияние на формирование уникальной русской иконописной школы.
Биография
О жизни Феофана Грека не осталось подробных сведений. Основную часть информации исследователи получили из переписки архимандрита Кирилла Тверского и иеромонаха Епифания Премудрого, который лично был знаком с византийским мастером.
Считается, что Феофан родился в 30-е гг. XIV в. в Византии. Живописи он учился в столице империи, так как в его творчестве прослеживаются черты константинопольского стиля. В источниках указывается, что мастер до приезда на Русь работал не только в Константинополе, но и в Галате, Халкидоне и Кафе (современной Феодосии). Видимо в черноморском городе он присоединился к свите митрополита Киприана.
Преображенская церковь в Великом Новгороде раписана Феофаном Греком
Около 1378 г. мастер прибыл в Новгород. Его пригласил новгородский боярин Василий Данилович и жители Ильинской улицы для росписи недавно построенной Преображенской церкви. Сколько времени прожил мастер в Новгороде точно неизвестно. Затем он работал в Нижнем Новгороде и, возможно, Переяславле Залесском.
В 1395 г. начинается московский период в творчестве греческого иконописца. В Москве он участвовал в росписи следующих построек:
- церковь во имя Рождества Богородицы (1395 г., Кремль),
- Архангельский собор (1399 г., Кремль),
- Благовещенской собор (1405 г., Кремль),
- палата князя Владимира Андреевича.
Росписи Благовещенского собора являются последней известной работой Феофана Грека. В письмах Епифания, датируемых 1415 г., говорится, что мастер покинул земной мир.
Интересно: существует версия, что в конце своего земного пути мастер принял монашеский постриг и удалился в одну из афонских обителей.
Особенности творчества
Творчество Феофана Грека восходит к классическим византийским образцам константинопольской школы. На его авторский стиль оказало влияние учение исихастов, отвергающих внешнюю красоту. Творчеству греческого живописца свойственны следующие отличительные черты:
- использование небольшого количества цветов (охра, бирюза, багрянец, белила, золото),
- отсутствие мелких деталей,
- работа без ориентирования на образец,
- глубокий символизм отдельных деталей и композиции в целом.
Фрески Новгородского храма Преображения, написанные Феофаном Греком
Феофан являлся философом и мыслителем, ориентированным на свой внутренний мир. В источниках упоминается, что на работающего мастера приходили посмотреть десятки прихожан, которым он, стоя на лесах, проповедовал Слово Божие.
Живопись
В источниках указывается, что Феофан Грек расписал более 40 храмов. Но до настоящего времени сохранились точные сведения о четырёх монументальные работах мастера.
Новгород
Росписи Преображенской церкви на Ильиной улице в Новгороде — единственная работа мастера, авторство которой не вызывает сомнений у исследователей. До настоящего времени сохранились лишь фрагменты фресок, которые были открыты в ходе реставрации, проводимой в 10-40 гг. XX в.
Лучше всего сохранились изображения купольной части, на которых изображены Христос Пантократор, фигуры архангелов и серафимов, а также праотцов. В работе над изображением Христа мастер использовал всего один цвет — охру, которая дополнялась белыми бликами.
Иисус Пантократор роспись в куполе церкви Спаса Преображения
Умелая работа иконописца создаёт уникальное изображение, строгий взгляд которого проникает в душу входящих в храм прихожан. В таком же стиле выполнены изображения праотцов. Ной держит в руках ковчег, который символизирует Церковь земную.
Уникальные по смысловой нагрузке изображения располагаются в Троицкой пределе. В изображениях Даниила Столпника, Симеона Дивногорца, Алимпия Столпника и Макария Египетского показываются этапы приобщения человека к Божией Благодати, которая на изображении обозначается белилами.
Их количество на фреске обозначает степень восприятия Бога человеком. При этом на вытянутой совершенно белом изображении святого Макария чётко выделяются тёмные кисти и лик. Они являются символом того, что, погрузившись в Свет Господа, человек не растворяется в нём, а внутренне преображает свою личность.
Важно! Древние фрески новгородского храма входят в число великих произведений не только русского, но и мирового искусства.
Москва
После Новгорода Феофан работал над росписями нижегородских и коломенских храмов. Эти фрески не дошли до современности. Сохранились монументальные изображения, приписываемые талантливому греку, в храмах Московского Кремля.
В Благовещенском соборе сохранились изображения деисусного чина иконостаса. Впервые в истории русской иконописи в иконостас поместили ростовые фигуры. Вытянутые фигуры напоминают свечи. Контраст света и тени оживляют статичные образы, делают их светящимися изнутри.
Икона «Спас в силах» из Благовещенского собора Московского Кремля
Московские работы мастера отличаются от новгородских образов. Линии становятся более плавными и мягкими, в ликах появляется покой и благодушие. Несмотря на смягчение стиля, образы, создаваемые Феофаном, по-прежнему олицетворяет силу и мощь Господа.
Иконы
Считается, что Феофан Грек являлся автором не только монументальных живописных произведений, но и икон. Точно определить их авторство практически невозможно, так как православная традиция запрещает иконописцам подписывать свои работы. Греку приписывают следующие иконописные произведения:
- Богоматерь Донская,
- Успения Богородицы,
- Преображение Господне.
Икона Донской Божией Матери принадлежит если не самому Феофану, то одному из его учеников. Первоначально изображение размещались в Успенском соборе г. Коломны, но через некоторое время было перенесено в Благовещенский собор московского Кремля.
Донская икона Божией Матери написана Феофаном Греком
Спокойная фигура Богородицы, держащей на руках младенца Христа, располагается на золотом фоне. На авторство известного живописца указывают цветовые сочетания, внутренний свет, струящийся из глаз Девы и её Сына, а также духовные красота и сила.
На обратной стороне доски нанесён сюжет «Успение Богородицы». Композиция образа наполнена многочисленными символами. В центре композиции расположено смертное ложе Богородицы, вокруг которого собрались апостолы. На переднем плане стоит свеча, символизирующая человеческую жизнь. Её свет означает молитву, возносимую к Господу.
Икона «Успение Божией Матери», оборот Донской иконы
За ложем стоит Христос, держащий юную душу своей Матери. Его фигура, облаченная в золотые одежды, также напоминает свечу. Свеча и Иисус образует вертикаль света, которая вместе с ложем образует крест — символ победы жизни над смертью.
Феофану приписывается храмовый образ «Преображение» из Спасо-Преображенского собора г. Переславля Залесского. Сложная композиция рассказывает о событии Преображения Иисуса Христа на горе Фавор. Центром изображения является фигура Христа, облаченная в белые одежды, от которой идёт Божественный Свет.
Икона «Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор»
По сторонам от Иисуса расположены фигуры пророков Моисея и Ильи. У подножия горы размещены изображения апостолов Иакова, Петра и Иоанна. Исследователи отмечают, что автор иконы изобразил лик Господа мягким и кротким. Основываясь на этом, они считают, что образ не принадлежит руке Феофана.
Книжные миниатюры
Следы влияния греческого мастера встречаются в книжной миниатюре. Он считается оформителем Евангелия Хитрово и Евангелия Фёдора Кошкина. На страницах отсутствуют изображения, но каждая страница украшена орнаментами, заставками и красочными инициалами. Этим элементам свойственны резкие линии, аскетичный колорит.
Интересно: учёные отмечают, что Евангелие Кошкина принадлежит не самому Феофану, а одному из его последователей. Среди возможных авторов называют Андрея Рублёва.
Феофан Грек — значительная личность в русском средневековом искусстве. Его учеником и соавтором является великий святой иконописец Андрей Рублёв, являющийся родоначальником русской национальной иконописной школы.