Ипатьевский Свято-Троицкий мужской монастырь в Костроме

Древняя мужская обитель, основанная в первые годы XIV века, является великим достоянием российского православия и смиренно несет крест милосердного служения Всевышнему ради блага всего окружения. В начале своей истории Ипатьевская пустынь выступала в качестве оборонительного форпоста на северо-востоке Отечества. В XVII столетии монастырь стал государственным оплотом, позволившим прекратить Смутное время, грозившее гибелью национального духа. Здесь же началось продолжительное правление рода Романовых.

История основания обители

Летописи гласят, что обитель родилась в начале XIV столетия, основателем является татарский принцем (мурза) по имени Чет.

На пути в Москву он остановился около Костромы. Чтобы заночевать и набраться сил, сопроводители мурзы посоветовали устроиться в дубовой роще. Во сне к Чету пришло божественное видение Пречистой Богоматери в сопровождении святителей Филиппа и Ипатия. Мурза исцелился от недуга, который мучил его на протяжении всего пути в столицу, поэтому в благодарность он дал обет основать на этом месте православный монастырь.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, Кострома

Выздоровев, Чет принял христианство и получил церковное имя Захарий, татарские спутники поддержали этот благородный порыв. Мурза пустил корни на русской земле, от него произошли роды Сабуровых и Годуновых, представители которых отличались набожностью и добросердечностью. Потомки Захария принимали иноческий постриг, а прожив должный срок на земле, стремились обрести покой в некрополе Ипатьевского монастыря.

Во времена XIV и XV вв. обитель оставалась небольшой и непопулярной среди населения. Положение изменилось после того, как род Годуновых стал возвышаться в государстве. Первой большой постройкой в стенах пустыни стал деревянный собор, освященный во славу Святой Троицы.

С 1555 по 1605 гг. в монастыре появилось большое количество каменных сооружений. Перестроили Троицкий собор, соорудили монастырские стены с главными (Святыми) вратами и церковью великомученика Ф. Стратилата. Каменная ограда, длиною в 520 м и шириной 1, 5 м, по углам имела круглые башни и предназначалась для защитных действий. Монастырь являлся образцом отечественной крепостной архитектуры XVI столетия.

Большое внимание ризнице и библиотеке оказывал Д. Годунов, привозивший сюда древние рукописи, позолоченные иконостасы, созданные в царских мастерских. Род Годуновых жертвовал серебряные сосуды, блюда для панихиды, водосвятную посуду и великолепно украшенную церковную утварь.

В 1608 г. Ипатьевский монастырь пал под натиском Лжедмитрия II, но был освобожден через год народным ополчением.

Пустынь названа в честь священномученика Ипатия, который явился в видении Чету вместе с апостолом Филиппом и Пречистой Богородицей. Память преподобного отмечается 31 марта и 16 ноября. Святитель Ипатий имел епископский сан в городе Гангры, что в Малой Азии. По возвращении домой с Никейского собора, проходившего в 325 г., принял мученическую кончину от ариан (последователей арианской ереси). На могиле святого происходило множество чудотворных свершений.

На заметку! Удивительным представляется тот факт, что православный монастырь основал татарский мурза. Подобные случаи в истории редки. Однако необходимо понимать: Русь обустраивалась многими народами, принявшими участие в созидании и духовном обогащении государства. Изначально неприятельские отношения славян и татарских кочевников со временем трансформировались в более сложные и разнообразные связи, чем об этом можно судить со страниц учебников. Поэтому благородный мурза, принявший православие, для нас не должен становиться неожиданностью в истории об основании монастыря.

Становление

В конце февраля 1613 г. Церковный Собор избрал на правление юного Михаила Романова. Историческое событие сопровождалось торжествами в Ипатьевском монастыре. Царь принял российский престол и дал клятву перед чудотворной Феодоровской иконой Пречистой Богоматери. Под присмотром российских монархов обитель процветала и расширялась.

Собор Троицы Живоначальной в Ипатьевском монастыре

После стабилизации политической обстановки в России началось восстановление монастырского комплекса.

  • Реставрационные работы проводились московскими и местными мастерами-каменщиками. Площадь монастырского комплекса увеличилась вдвое за счёт расширения его западной части. Пристройка приобрела название Нового Града, работами руководил преподобный Иосиф. В 1673 г. в обители появился храм И. Златоуста, архитектурно связанный с колокольней и больничными палатами. В начале XIX столетия эти постройки снесли из-за ветхости.
  • В середине XVII в. отстроили новый собор Животворящей Троицы вместо старого, разрушенного сильным взрывом. Церковь сохранила изначальный вид до настоящего времени: она имеет пять глав, стоит на подклете (цокольном ярусе) и окружена с трех сторон галереей. Наиболее богато декорирована северная сторона храма, считающаяся центральным фасадом. Оформление и украшение внешних стен и внутреннего убранства отличается простотой геометрической формы и изрядной пластичностью.
  • В XVII столетии монастырская библиотека пополнилась множеством рукописей: житие святителей, Священное Писание, книги о чудотворениях Феодоровской иконы. Большое значение также уделялось превосходно украшенным синодикам (поминальникам), где записывались родословные знатных российских семей и других авторитетных лиц. До 1814 г. в библиотеке хранилась драгоценная трехчастная Ипатьевская рукопись, найденная в XV в. в Пскове.

На рубеже XVII и XVIII вв. обитель являлась богатейшим комплексом Руси, этому послужили нескончаемые труды братии и пожертвования царских семей и помещиков. Отечество духовно крепчало, зная о существовании подобных авторитетных мест.

Относительный упадок

При Петре I пожертвования и доходы монастыря забирались в государственную казну, что влияло на общее состояние комплекса. Обитель использовалась как место для ссылки, а в середине XVIII столетия она взяла на себя обязанности архиерейской резиденции. Церковные здания использовались как служебные помещения, поэтому возникла необходимость перестройки всей пустыни: старые здания расширялись, появлялись новые.

В период с 1745 по 1750 гг. реконструировалась восточная часть обители, а настоятельские покои приобрели третий ярус. Троицкий собор стал кафедральным, здесь проходили важные совещания Костромской епархии. В 1768 г. в храме обустроили архиерейскую усыпальницу, а четырьмя годами ранее установили новый иконостас.

Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря

В 1747 г. на территории организовали духовную семинарию, а через 17 лет построили теплый собор, освященный во славу Рождества Пречистой Девы.

В 1767 г. монастырь с торжественным визитом посетила Екатерина II. Она участвовала в богослужениях и напомнила прихожанам и священнослужителям о значении обители для рода Романовых.

В 1834 г. духовенство пустыни встречало Николая I, который после осмотра достопримечательностей велел обновить все постройки. В течение последующих 20 лет проводилась активная реставрация внутренних убранств храмов и фасадов. В XX столетии Ипатьевскую обитель окружала высокая стена с башнями различной формы, что привносило некоторой грозности. Живописность же придавали здешние кедры и березы, через листву которых торжественно сияли главы церквей.

В 1913 г. в Ипатьевской обители проходил праздник, славящий 300-летие рода Романовых. Накануне торжества совершались реставрационные работы, которыми руководил архитектор Д. Милеев. Рабочие опустили грунт, открыли цоколь, а также исследовали первоначальный фундамент. На празднике присутствовали министры, архимандриты, протоиереи, император Николай I и его семья. Этот апофеоз Ипатьевского монастыря стал последним триумфом древнейшей обители.

Период СССР и новое время

В 1919 г. большевики закрыли пустынь, изгнали братию и конфисковали церковное имущество. Часть помещений передали под управление областному музею, другие строение вошли в Советский поселок, где проживали рабочие местной фабрики.

  • В 1922 г. большевистская комиссия забрала на нужды голодающих священные сосуды, подсвечники и драгоценные орнаменты для иконостасов. В середине 30-х г. частично разрушили церковь Рождества Пречистой Богородицы. К 1936 г. на территории пустыни было уже более 140 квартир, где проживало 700 человек. С этого же времени монастырь стал рассматриваться в качестве исторической и религиозной достопримечательности.

Фрески Троицкого храма в Ипатьевском монастыре

  • В 1956г. на территорию Ипатьевской обители из села Спас-Вежи перенесли деревянный Спасо-Преображенский собор, который создавался без использования гвоздей. В 1958 здесь открыли музей-заповедник, а также начали проводить выселение людей.
  • В середине осени 1989 г. в Троицком храме монастыря прошла первая за долгие годы панихида, Божественная литургия состоялась в 1992 г.
  • В 2002 г. пустынь вторично посетил патриарх Алексий II и призывал ускорить процесс возвращения монастырскому комплексу принадлежащих ему построек. Он подчеркнул, что это не означает закрытие церковного музея: любопытные туристы и православные паломники могут гармонично и легко сосуществовать в этих стенах. Патриарх заключил: только возрождение иноческого образа жизни позволит ощутить духовный подъем и оценить значение Ипатьевской обители.

Окончательная передача строений состоялась в 2004 г. Через год в монастыре прошли торжества на «День единства народностей РФ», обитель получила в дар чудотворный ковчег с частицами Ризы Христа. После окончательного обретения территории здесь возобновились полноценные реставрационные работы, вывозился мусор, высаживались деревья и кустарники.

Святыни храма

В стенах монастыря располагаются постройки, заслуживающие внимания своим внешним видом и внутренним убранством.

Троицкий храм со звонницей считается главным, особым шармом обладают Святые врата с надвратным приделом, освященным в честь христианских великомучеников Хрисанфа и Дарии.

Богослужение в Ипатьевском монастыре

Главная святыня Ипатьевского монастыря — фрагменты Ризы Иисуса Христа, здесь же хранятся части чудотворных мощей преподобного Ипатия, Николая Угодника и Матроны Московской.

Как добраться

Ипатьевский монастырь построен в живописном месте Костромы, там, где одноименная река впадает в величественную Волгу. Комплекс располагается на улице Просвещения, дом № 1.

Обитель работает каждый день, утренние богослужения начинаются в 7:00, а вечерня совершается с 17:00.

На территории пустыни действует музей, где каждый желающий увидит многочисленные церковные древности (книги, фото, кресты, иконы и облачения). Стоимость входа — 100 р.

Ближайшая остановка транспорта — «Ипатьевская слобода», до места едут: автобус № 14, маршрутное такси № 8, (14, 38).

Ипатьевская обитель, которую нередко именуют колыбель рода Романовых, считается великим символом не только Костромы, но и всего Российского государства. Монастырский комплекс славится архитектурной стилистикой и ежедневно проводить божественные службы. Православные верующие приходят сюда, чтобы прикоснуться к святым реликвиям и получить исцеление, а простым туристы интересны церковные музейные экспонаты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гороскопы на все случаи жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: