Кто-то в 35 считает себя молодым и только начинает карьеру, а некоторых Господь благословляет с юности крепко встать на ноги и укреплять Царство Божье на земле. Отец Даниил Сысоев — священник РПЦ, настоятель Церкви святого Фомы, несущий православие в мир мусульманам, староверам, атеистам и протестантам, за что был расстрелян прямо в храме.
Семья и детские годы
Даня Сысоев появился на свет 12 января 1974 года в русско-татарской семье, исповедующей православие. Оба родителя работали художниками, отец Алексей Николаевич при этом служил клириком в Ясеневском Петропавловском храме. Анна Мидхатовна, в девичестве Амирова, была внучкой муллы.
В детстве любимой книгой мальчика была «Детская Библия», он с удовольствием посещал богослужения. В начальной школе мальчишка подвергался насмешкам за попытки проповедовать слово Божье, в то же время он наполнялся восхищением и радостью при пении Литургии в храме. Искреннее пение ребенка восхищало взрослых прихожан.
Иерей Даниил Сысоев
Сысоеву младшему было всего 14 лет, а он уже наравне с взрослыми отправился восстанавливать монастырь Оптину пустынь. Там Господь даровал ему встречу с Василием Росляковым, рукоположенным в будущем в иеромонахи и убитым 18 апреля 1993 года за христианскую веру.
Путь от семинариста к священничеству
17-летний Сысоев после окончания школы по рекомендации священника Артемия Владимирова зачислен семинаристом Московской духовной семинарии, где вскоре становится певцом и уставщиком в смешанном хоре школы регентов.
Не достигнув еще 20-летия, будучи семинаристом, он уже:
- имел стойкое убеждение в спасительной силе православия,
- знал все каноны,
- вел жаркие дискуссии, как со студентами, так и преподавателями, если видел, что кто-то идет на компромисс.
В 1994 году епископ Магаданский Ростислав (Десятов) посвящает еще семинариста Сысоева в чтецы. Его жизнь напоминает стремительный полет, как бы предчувствуя беду, Господь благословляет молодого человека успеть прожить отведенное ему время по максимуму.
В возрасте 20-и лет Даниил знакомится с дочерью бизнесмена Юлией Михайловной Брыкиной и женится на ней. После окончания в 1995 году семинарии рукополагается в священный чин диакона, в том же года поступает на заочное отделение Московской духовной академии.
Дьякон гончаровского храма Успения Пресвятой Богородицы, видя компромиссы в служении архимандрита Бориса (Добрева), не боится говорить о них с настоятелем церкви.
Отец Даниил в 2000 году оканчивает духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Антропология Адвентистов седьмого дня и Общества сторожевой башни и ее анализ».
Важно! В начале 2001 года Святейший патриарх московский и всея Руси Алексий ІІ рукополагает Сысоева в сан иерея.
Клирик Сысоев служит в храме Петра и Павла в Ясеневе, где игуменом поставлен Мелхиседек (Артюхин), далее переходит на Крутицкое подворье священником храма Воскресение Словущего при настоятеле Анатолии Берестове.
По благословению патриарха Алексия Второго в 2003 году начинает самостоятельный путь, организовывает общину в Кантемировском районе и приступает к руководству строительством новой церкви в честь пророка Даниила, своего небесного покровителя.
В светлый праздник Воскресения Господнего 2004 года за верное служение Православной Церкви награждается правом ношения камилавки — головного убора священника.
Преподавательская и миссионерская деятельность
К 2006 году возводится и освящается временный престол апостола Фомы, где настоятель Даниил основывает миссионерскую школу, обучая прихожан проповедовать на улице, призывая к православной вере прохожих. Жена Юлия Сысоева, на то время мать трех дочерей, во всем поддерживает мужа, являясь надежным тылом.
Преподавательскую деятельность священник Сысоев начал, будучи студентом, в 1995 году, читая Закон Божий в Православной классической гимназии.
С 2000 года он работает преподавателем литургики на Московских Богословских курсах при подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни.
С 2004 года на протяжении пяти лет преподает литургику и миссиологию студентам Перервинской православной духовной семинарии при Николо-Перервинской обители.
Отец Данииил на богослужении
Несение вести о вечной жизни и Царстве Небесном в широкие массы называл батюшка миссионерством. С 1997 года, вначале на Крутицком подворье, а с 2006 года в церкви апостола Фомы каждый четверг собирал прихожан — миссионеров, делая детальный разбор Библии, используя толкования, сделанные Иоанном Златоустом и другими Отцами Церкви.
Особое внимание уделял отец Даниил миссионерству в отдаленных селениях Татарстана, в 2007 году совершив миссионерскую поездку к кряшенам, этническому татарскому народу.
Во время миссионерской поездки в 2008 году в Киргизию помимо проповедей в православных церквях проводил беседы с местным населением, совершил несколько крещений, нес слово Божье и во время посещения мусульманского города Ош.
2009 год отмечен новой поездкой миссионерской группы в Татарстан, помимо этого Сысоев совершает личные поездки по многим российским городам и приходам Македонии.
Интересно! Горячий поборник православный веры ведет дискуссии с мусульманскими проповедниками, диспут «Библия или Коран являются откровениями Бога?» вызвал много комментариев с обеих сторон, особенно после того, как отец Даниил заказал написание святого образа «Собор святых из ислама в Православие обратившихся».
Не обошел священник стороной и старообрядцев, проведя тематические встречи «Обряд и вера», «Старые и новые обряды» и другие. Проповеди Даниила Сысоева демонстрируют по радио и телевидению.
Активная православная позиция
Еще каких-то двадцать лет тому назад трудно было представить, что в Москве, матери русского православия будут убивать священников за проповедь христианской веры. Миссионерская работа отца Даниила была направлена на проповедование и обращение в истинную веру выходцев из татарского, чеченского народа.
Он вел постоянные полемики и дискуссии с мусульманскими проповедниками, говоря о патриотизме, креационизме. Его резкие высказывания против ислама критиковали даже православные служители, на ярого защитника православия сыпались угрозы со сторон скинхедов, старообрядцев, оккультистов и сектантов.
Казалось бы, нет такой стороны мирской жизни, о которой бы не писал священник. Йога, карате и танец живота находил безнравственными и запрещенными для христиан. Его позиция в «уранополитизме» основывалась на том, что все мы родственники по крови Иисуса Христа, а национализм ведет к отходу от истинного христианства.
Негативное отношение к коммунизму активировал в призывах снести мавзолей и этим совершить акт покаяния. Книга Сысоева «Брак с мусульманином» буквально взорвала мусульманский мир, отца Даниила обвиняли в разжигании межнациональной ненависти, не раз подавали на него иски в суд.
Книга Д. Сысоева Имена Бога Всевышнего
Старообрядцев возмутила книга Сысоева «Размышления о протопопе Аввакуме, церковной смуте и любви к Родине», они приписывали автору скандальной книги клевету, ложь, искажение истории разжигание межрелигиозной вражды. Результатов выяснения этой проблемы стали дискуссии вокруг круглого стола, организованные по предложению Патриарха Кирилла.
Не оставлял в покое неугомонный священник и православных верующих, обращаясь к ним в книгах:
- «Зачем ходить в храм каждое воскресение?»
- «Кто, как Бог?»
- «Замуж за неверующего»
- «Почему ты еще не крещен» и многие другие.
Убийство в храме и посмертное почитание
Этот день 19 ноября 2009 года не предвещал беды. После Литургии батюшка совершил Таинство Причащения и сам причастился, затем совершил Крещение ребенка и взрослого человека, который ранее отступил от истинной веры и впал в оккультизм.
Во время библейских бесед в церковь апостола Фомы ворвался человек в медицинской маске и двумя выстрелами смертельно ранил Иерея Даниила, после чего тот скончался 20 ноября во время операции.
Заупокойная лития была совершена Патриархом Кириллом после отпевания усопшего 23 ноября 209 года в церкви Петра и Павла в Ясенево архиепископом Арсением (Епифановым). В своем слове Патриарх Кирилл подчеркнул, что смерть ради православной веры является самым сильным словом, если противники православия не нашли другого пути против христианской правды.
В храме по время литии было более тысячи прихожан и 237 священнослужителей. Могила отца Даниила Сысоева находится на московском Кунцевском кладбище около храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни.
Причиной убийства единогласно названа активная позиция отца Даниила в вопросах ислама. По мнению политолога Станислава Белковского священника убрали по заказу крупной компании, претендующей на земельный участок храма апостола Фомы.
Отец Даниил был настоятелем храма апостола Фомы в Москве
По словам иеромонаха Иова (Гомерова) Божьих воинов нельзя убить, их можно только увенчать, это же подчеркнул в своем последнем слове и иеромонах Дмитрий (Першин) словами из Библии, что не надо бояться убивающих тело.
Версии и последствия убийства
Уголовное следствие так и не нашло исполнителя этого кровавого злодеяния, приписали его стороннику мусульманского амира Доку Умарова, несмотря на обещанную награду в 1 миллион рублей, убийца так и не был арестован.
Угрозы в сторону священнослужителей не исчезли и после убийства иерея Сысоева, 5 декабря того же года, буквально через 2 недели после похорон расстрелянного священника был избит отец Виталий, священник церкви апостола Фомы.
Миссионерский центр пророка Даниила остановил пикет в память 40 дней после смерти настоятеля храма, чтобы не спровоцировать бойню на межнациональной почве.
На заметку! Вдова Юлия 14 октября 2010 года основала фонд Даниила Сысоева для реализации задуманных при жизни Даниила проектов по распространению миссионерской и благотворительной деятельности среди русского народа.
Даниилу Сысоеву было всего 35 лет, время расцвета, его жизнь была настолько насыщена событиями, что для описания их нужна целая книга. Мечтой этого неугомонного проповедника было распространение православия по всему миру, он боролся за сохранение нравственности и духовности в современном суетном мире, призывая людей быть в мире со всеми.
Его душа и сердце были переполнены любовью к Христу, он даже создал теорию уранополитизма, подчеркивая родство всех в Царстве Небесном. Мученическая смерть за Христа и слово Божье не означает конец его учений, а открывает двери для работы оставшимся на земле христианам продолжать миссионерскую деятельность иерея среди заблудших овечек Божьих.