В среде тех, кто считает себя православными христианами, иногда встречается такое мнение, что можно верить в Бога «в душе», и этого достаточно. Можно не ходить в храм, не участвовать в Таинствах, не признавать священство. Достаточно лишь признавать существование Бога, и не обременять себя никакими обрядами и формами. Допустимо ли такое отношение для православного человека?
Что подразумевается под верой в душе
Ошибочное мнение, что можно быть верующим христианином вне участия в церковной жизни, базируется на правильном тезисе о том, что Бог находится в душе у человека. Безусловно, вездесущий Господь не нуждается в специальных зданиях или местах, Ему действительно можно молиться где угодно. Посещение храма и богослужений нужно не Господу, а самому человеку. И вот почему.
Без покаяния человек не сможет по-настоящему вместить Бога в свою душу
Для того чтобы на самом деле в душе у человека поселился Господь, нужно очень много потрудиться. Многие святые жизнь положили на то, чтобы достичь такого единения. Совершенно невозможно представить, что у обычного человека, ведущего мирскую жизнь, вдруг ни с того ни с сего, без особых усилий, в душе поселится Господь.
Важно! На самом деле, под «верой в душе» обычно скрывается попытка самооправдания собственной лени, нежелания что-либо менять в своей жизни, исправляться.
Совершенно очевидно, что при серьезном отношении к вере и Богу придется признавать, что человек живет далеко не так, как заповедовал Христос. Для понимания этого факта достаточно внимательно прочесть Евангелие и сравнить собственную жизнь с эталоном.
После такого сравнения, которое всегда будет не в пользу привычного образа жизни, открывается два пути. Первый — это следовать за Христом, согласно Его вероучения. Это сложный и тернистый путь, наполненный ежедневным кропотливым трудом по очищению своей души. Второй — это признать существование Бога как такового, но из-за нежелания менять привычный устой жизни, попытаться найти компромисс.
Компромисс заключается в том, что человек вроде бы как и не отрицает Бога, соглашается с Евангелием, но ищет способ оставить свой привычный и комфортный образ жизни. Менять свою жизнь в корне очень тяжело и сложно, и решается на такое далеко не каждый. Гораздо проще спрятаться за условным признанием Бога и думать, что этого достаточно для того, чтобы быть верующим.
Но суть православия заключается в том, что вера без дел мертва. Все христианство основывается на опыте покаяния, а покаяние с греческого языка переводится как «перемена ума». И без этой перемены, без глубокого анализа и изменения повседневной жизни человек никак не сможет по-настоящему вместить Бога в свою душу.
Зачем нам нужен храм
Представим себе ситуацию, что человек открыл для себя существование Бога, решил начать христианскую жизнь. Что ему делать с этим решением? Конечно, можно начать с того, что по максимуму отказаться от греховных привычек, которые были в жизни. Это очень важный и нужный этап, но недостаточный.
Посещение храма и богослужений нужно не Господу, а самому человекуВажно! Нужно понимать разницу между церковью, как зданием, где собираются верующие люди, и Церковью, как Домом Божиим.
Последнее понятие установлено самим Иисусом Христом, о чем мы видим подтверждение в Евангелии от Матфея, где говорится о том, что на камне будет основана Церковь Христова и врата ада не одолеют ее. В этом тексте речь идет не о здании храма, а о Церкви как собрании верующих, как хранительнице христианства, Доме Божьем. Если в самом Евангелии сказано, что Церковь основана Господом, то почему верующие люди допускают сомнения в этом?
Многих новоначальных христиан отпугивает сложность и непонятность всего происходящего на церковных богослужениях. Церковнословянский язык кажется совершенно неразборчивым, а смысл следования службы — неясным. Но стоит человеку влиться в церковную жизнь, как от раза к разу он начнет все больше понимать происходящее. К тому же сейчас доступно множество литературы, поясняющей суть богослужения и вообще внешней атрибутики православной веры.
Что же касается внутреннего наполнения, то главное, что дарит нам церковь — это Святое Причастие. Невозможно, будучи вне храма, приобщаться Святых Христовых Тайн. А ведь в то же время мы четко видим в Евангелии от Иоанна прямой призыв делать это постоянно — «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем». Суть этих слов в том, что соединиться с Господом можно только через установленную им же Евхаристию, Святое Причастие. А оно невозможно вне церкви.
Почему Причастие имеет такое большое значение? Потому что Господь не только Создатель и Творец всего, но он еще и Спаситель. И пришел он спасти людей путем вочеловечевания, то есть, приняв в Себя человеческий лик и плоть. И Евхаристия — это то Таинство, которое позволяет нам физически соприкоснуться с тем самым Богом, который 2000 лет назад ходил по нашей земле.
В церкви верующие люди причащаются Тела и Крови Христовых
Духовное значение Причастия огромно и переоценить его сложно. Как еда является пищей для нашего тела, так и Причастие является пищей для нашей души. Если мы перестанем кормить тело, оно будет болеть и усыхать. То же самое происходит и с нашей душой, когда мы лишаем ее духовной пищи.
Важно! Нужно помнить, что преемственность благодати православная церковь несет от самих апостолов. Это означает, что за все 2000 лет христианства можно проследить, как передавалась благодать через рукоположение от апостолов до нынешних предстоятелей нашей церкви.
Отрицая церковь, человек отрицает и само христианство, потому что Господь входит в наши души не просто так, а через принятие Таинств, через исповедь и покаяние.
Почему многие христиане сегодня не хотят ходить в храм
Еще столетие назад ходить в храм в воскресные и праздничные дни было абсолютно естественным занятием, не вызывавшим множества вопросов. Помимо веры, в народе существовала еще и традиция, которая приучала всех чтить основы христианства.
Годы советской власти и безбожия не прошли даром, и наш народ отвык от походов в храм. Там остались самые стойкие и те, кто точно понимали, зачем пришли. Но общая масса людей потеряла навык хождения в храм, а следом за этим потеряла и веру.
Божественная литургия в православном храме
Сегодня ситуация меняется и храмы заполняются людьми, которые уже осознанно приходят к Богу. Но к сожалению, далеко не все там остаются.
Многих отталкивает внешний формализм, который действительно присутствует в современных храмах. Это беда нашего времени, но не это суть христианства. И если вы идете именно к Богу, вам будет все равно, на какой машине приехал священник и какие он носит часы.
А если уж это так принципиально важно — можно поехать в глубинку, в маленький поселковый храм, куда батюшка приезжает на велосипеде. Эти внешние вещи вообще не играют никакой роли для спасения души конкретного человека, но могут очень отвлекать и затмевать главное.
Более того, начинающие христиане часто думают, что вот они придут в храм и встретят там только хороших, светлых, ласковых и добрых людей. А на практике выходит, что там тебя толкнут, там обругают, там замечание какое-то сделают. И человек уходит, разобидевшись на весь мир.
Важно! По словам святых отцов, храм — это место сборища не святых людей, а кающихся грешников.
Нужно различать грехи каждого отдельного человека и учение Православной Церкви. Когда кто-то грешит (будь то злобная старушка со свечами или нерадивый священник), ответ за это будет держать только он сам. Точно так же и мы должны приходить в храм и смотреть на себя, на свои грехи, а не на марку автомобиля настоятеля. Каждый будет держать ответ перед Господом только за свои поступки и мысли, поэтому совершенно бессмысленно пенять на других, когда свои грехи терзают душу.
Один московский священник привел такую аналогию: если вам нагрубили в булочной, вы же не перестанете в принципе покупать хлеб? Вы просто найдете другую булочную. Этот простой пример применим и к церкви — в ней мы можем приобщиться Хлеба вечной жизни, которым является Христос. И если мы по своей глупости лишаем себя такого великого Дара, потому что кто-то в храме ведет себя неподобающим образом, то кому хуже мы делаем? Только себе.