Высоко-Петровский мужской монастырь в Москве

Ставропигиальная (независимая от местной епархии) мужская обитель основана в начале XIV столетия преподобным Петром, носившим чин митрополита Киевского. Большая часть современного архитектурного облика монастырского комплекса сформировалась в период с XVII по XVIII вв. В советское время монастырь официально закрывали большевистские власти, его деятельность возобновилась только в 2009 г.

История основания

Есть несколько предположений о том, когда и где обитель была основана.

  • Первая версия утверждает, что идея постройки возникла у Киевского митрополита Петра. Изначально он воздвиг у Кремля, на берегу реки под названием Неглинная, деревянную часовню, которую освятили во славу первых апостолов Петра и Павла. Строительство завершили в 1317 г, когда святитель вел тесный диалог с И. Калитой.

    Высоко-Петровский мужской монастырь в Москве

  • По другой версии, Петровскую обитель основал именно И. Калита. Легенда гласит, что ему в 1326 г. пришло видение: князь охотился в тех местах, где сегодня стоит монастырь, и приметил гору, полностью покрытую снежным покровом. Буквально на глазах снег растаял, а сама возвышенность совершенно исчезла. Иоанн рассказал о необычном видении преподобному Петру, который истолковал это знамение. Святитель пояснил, что гора — это князь, а снег — это он, митрополит, жизнь которого уже подходит к концу. В память о загадочном видении И. Калита построил Петропавловскую деревянную часовню, вокруг которой разросся великолепный монастырский комплекс.
  • Третье предположение утверждает, что Петровскую обитель основал Дмитрий Донской. Некоторые исследователи говорят: князь заложил монастырь на том месте, где И. Калита воздвиг деревянную часовню, или же возобновил жизнь в уже действующем комплексе, когда возвращался с Куликовского побоища. Другие твердят о том, что Д. Донской издал указ о восстановлении деревянных построек, уничтоженных в результате татаро-монгольского набега. Князь выразил особенное желание о воздвижении на монастырской территории храма, освященного во славу высокочтимого у рода Рюриковичей Боголюбского образа Богородицы.

На заметку! Митрополит Петр, приложивший усилия к основанию монастырского комплекса, канонизирован РПЦ и почитается 24 августа, 5 октября и 21 декабря. В детстве он плохо владел речью, получил возможность ясно выражаться после встречи с неким святым человеком. В отрочестве Петр пришел в монастырь, где смог с большим успехом изучать Священное Писание. Он также овладел искусством иконописи, свои творения преподобный монах дарил братии и прихожанам.

Петр получил сан митрополита в 1305 г., когда умер преподобный Максим. В противостоянии между А. Тверским и И. Калитой святитель выбрал последнего, а вскоре перенес центр отечественной митрополии в Москву, которая позже стала центром Руси. Петр покинул бренный мир в 1326 г., тело его похоронили в одной из стен Успенского храма.

Дальнейшая история

В конце XV столетия в столице Руси произошел сильнейший пожар, уничтоживший практически половину деревянных строений города. В этой катастрофе также пострадала Петровская обитель, погибло несколько монахов. Восстановление началось после указа князя Василия III, на территории комплекса появилось первое каменное сооружение — церковь святителя Петра.

Работы проходили в период с 1514 по 1517 г., главным архитектором был итальянец А. Фрязин. Вскоре в обители построили деревянный храм, освященный во славу Покрова Пречистой Девы. С этого времени монастырский комплекс получил наименование Высоко-Петровского.

Храм преподобного Сергия Радонежского

  • В 1611 г. обитель разграбили польско-литовские войска, незаконно вторгшиеся на территорию Отечества. Через год неприятеля изгнали из Москвы, монастырь же общими усилиями реконструировали и защитили каменной оградой. Комплекс приобрел статус ставропигиального (независимого от местной епархии) и управлялся преподобными архимандритами.
  • В 1671 г. К. Нарышкин подарил Алексею Михайловичу богатую усадьбу, расположенную рядом с Покровской обителью. Князь же передал её во владение монастырского комплекса, территория которого, в результате этого благородного жеста, выросла вдвое.
  • После стрелецкого бунта 1682 г. престарелого К. Нарышкина насильно постригли в монахи и отправили на службу в Белозерскую пустынь. Тела двух его сыновей нашли спустя несколько дней после происшествия и похоронили В Петровском монастыре. Через некоторое время здесь нашли покой К. Нарышкин и его супруга Анна.
  • Петр I, подавивший бунт, распорядился о постройке новых зданий на территории обители. В 1690 г. закончились работы по возведению Боголюбского собора, который стал родовой усыпальницей семьи Нарышкиных. Через три года здесь построили церковь, освященную в честь святителя С. Радонежского. В 1694 г. обитель обогатилась святыми вратами с надвратным храмом Покрова Пречистой Девы и колокольней, состоящей из двух ярусов, а также братским корпусом на юго-западе монастырской территории.

На заметку! В конце XVII столетия комплекс состоял из парадного двора на северной стороне и хозяйственного пространства на южной. В центре главной части стоял храм преподобного святителя Петра, севернее от него — Боголюбская церковь, южнее — Сергиевская.

История от XVIII века

В 1735 г. на территории жил и работал 71 насельник, к монастырю было приписано шесть тысяч крестьян. В конце XVIII столетия обитель обогатилась пожалованными ей от царской семьи землями (Московские, Нижегородские, Орловские, Звенигородские). К комплексу также приписали: Саратовский монастырь Казанского образа Богоматери, Ольговскую и Никандрову пустыни, Богородицкую обитель в Саранске. В этот период Петровский монастырь являлся богатейшим комплексом и обладал множеством приходских дворов.

  • В середине XVIII столетия обителью управлял митрополит Иосиф, а несколько позже — Синод. После проведения земельной реформы обитель отнесли ко второму разряду, но не отняли право называться ставропигиальным. С 1775 г. она входила в состав Московской епархии.

    Собор Иконы Божией Матери Боголюбская

  • Большой ущерб Петровская обитель получила в годы Отечественной войны 1812 г. Когда французские войска взяли столицу, на территории монастырского комплекса расположились отряды неприятелей, которые громили строения и разоряли внутреннее убранство. Ризницу и реликвии успели эвакуировать в один из Ярославских соборов. Солдаты развешивали на стенах храмов туши убитых животных, здесь же главнокомандующие наполеоновской армии объявляли горожанам смертные приговоры по различным подозрениям. Несчастных расстреливали у стен обители, тела их хоронили у колокольни.
  • Спустя десятилетие после войны 1812 г. монастырский комплекс постепенно восстанавливали, он стал играть главенствующую роль в духовной жизни столицы. Настоятели Петровской обители прямым образом воздействовали на образование. В 1822 г. в монастырь перевезли духовное училище Заиконоспасской пустыни. На территории находилось большое собрание столичной епархиальной библиотеки.

XX век и новое время

В начале столетия монастырским комплексом руководил настоятель и будущий священномученик Макарий, на территории проживало только 15 насельников. Формальное закрытие произошло в 1918 г., здания перенаправили в жилищный фонд, но церкви продолжали проводить богослужения. В 1923 г. здесь организовали масштабную подпольную общину, возглавляемую епископом Варфоломеем. Через шесть лет на территории закрыли последний действующий храм.

  • В помещениях церквей разместили ремонтный завод, коммунальные квартиры, библиотеки и спортзал. Весь ансамбль практически полностью утратил религиозное значение.
  • В 1959 г. комплекс передали под управление министерства культуры, ему присвоили статус архитектурного памятника. Коммунальные квартиры и заводские цеха убрали с территории, открыли филиал музея, многие строения использовали под нужды театра.
  • В 1953 г. здесь начали проводить восстановительные работы, продолжавшиеся до 1987 г. В 1992 г. в настоятельной келье организовали отдел духовного образования. Богослужения начали совершать в соборе преподобного Сергия, обитель стала патриаршим подворьем. В 1993 г. на территории основали институт богословия имени И. Богослова. Передача монастыря РПЦ произошла в конце 1994 г.

В 2009 г. Синод принял решение восстановить в Петровском монастыре монашескую деятельность. Первым наместником после долгого перерыва назначили епископа Меркурия.

Ансамбль

Центральным зданием является собор преподобного Петра. Строение имеет восьмигранную форму, завершением служит шлемовидная глава. Храм является детищем столпообразной стилистики русской архитектуры. Входы в церковь расположены с трех сторон, декор фасад лаконичен и непритязателен.

В конце XVII века проводилась реконструкция, строение освящали в присутствии государя Петра I. Восстановительные работы после советского периода проходили в 1984 г. В 90-х годах XX века для собора создали уникальный фресковый иконостас.

Главный иконостас собора во имя преподобного Сергия в Высоко-Петровском монастыре

  • Церковь Боголюбской иконы построили в 1685 г., она служила усыпальницей семьи Нарышкиных. На протяжении истории строение практически не корректировалось, но сильно пострадало во время войны 1812 г. и революционных движений 1917 г. Храм славился иконостасом, который погиб в пожаре, учиненном большевиками в 1929 г.
  • Изначально собор С. Радонежского исполнял роль трапезного помещения. Здание находится в центральной части комплекса, визуально деля всю территорию на два пространства. Внешний декор создавали с использование белого камня. В середине XIX столетия проводились восстановительные работы.
  • Одноглавый собор Толгского образа Богородицы имеет прямоугольную форму и стоит на подклете. Стены его декорированы пилястрами, а главка прорезана узкими оконными проемами и украшена спиралевидными завитками. Строение воздвигли в середине XVIII столетия и освятили в честь Толгской иконы. Освящение после советского периода проводилось в 1999 г.
  • Кирпичная Петропавловская церковь имеет форму восьмерика, стоящего на четверике. Зданием находится на открытой террасе, которая связывает храм с братскими кельями. Церковь украшена пилястрами и фронтонами, наличниками и другим барочным оформлением.

В 1905 г. на территории устроили часовню Казанского образа Пречистой Девы. В 1924 г. её разорили, восстановление произошло в 2001 г. Надвратный храм Покрова создали по указу Петра Первого в период с 1690 по 1696 г. Она имеет квадратную форму, свод поддерживается тремя колоннами. Строение соединяется с настоятельскими покоями.

Святыни

На территории обители находится семь церквей, в которых хранится большое количество христианских святынь.

В начале XX столетия в монастырском комплексе хранилось три экземпляра древнего Евангелие, серебряные жертвенные кресты, частицы от Гроба и Креста, мощи Феодора Стратилата, Иоанна Воина, святого Анастасия, а также многие списки знаменитых образов Богоматери.

Иконостас церкви Толгской Божией Матери Высоко-Петровском монастыре

Ризницу разграбили в советское время, новые реликвии появились здесь только после возвращения комплекса в управление РПЦ.

Главной святыней называют чудотворные останки преподобного Петра, принявшего участие в основании обители. Высочайшего почитания также достойна икона этого святого с частицей его мощей.

Информация для паломников

Монастырь располагается в центре столицы, на улице Петровка, дом № 28/2. Ближайшие станции метро: «Чеховская» и «Трубная», отсюда до места назначения десять минут ходьбы.

Богослужения проводятся ежедневно, начало — в 8:00, окончание — в 18:00. Каждого желающего обязательно выслушает милосердный батюшка.

На заметку! Врата комплекса открыты для каждого желающего, но существуют ограничения на фотографию и видеосъемку. Паломники имеют возможность поучаствовать в экскурсионных походах.

Паломники могут посетить семь храмов на территории комплекса и насладиться прекрасным ансамблем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гороскопы на все случаи жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: