Жизнь Антона Владимировича Карташева

Антон Карташев — ученый и церковный деятель, последний обер-прокурор Святейшего Синода, первый и единственный министр исповеданий в истории России. Такой набор сочетаний не случаен, а свидетельствует об особом месте этого человека в истории Русской Церкви.

Дореволюционная биография

Карташев Антон Владимирович родился в 1875 году 11 июля в уральском городе Кыштым. Его дед и отец были крепостными крестьянами, приписанными к заводу. Таких называли фабричными. Дед Карташева смог выбиться в люди и даже стать управляющим, а отец после освобождения крестьян поселился в городе Екатеринбурге, записавшись в сословие мещан. Отец достиг довольно больших высот, став членом земской управы.

Карташев Антон Владимирович

Карташев воспитывался в благочестивой православной семье, с детства полюбил православное богослужение и стал искренним приверженцем Православной Церкви, каковым и остался до конца своей жизни. Карьера будущего ученого и церковного деятеля складывалась успешно.

При этом, будучи выходцем из крестьянского сословия, он сразу же выбрал свой путь, как человека приверженного Церкви.

  1. В 1894 году он закончил Пермскую духовную семинарию в числе первых.
  2. До 1899 года учился в Санкт-Петербургской духовной академии, а затем преподавал в ней до 1905 года русскую церковную историю.
  3. Но после 1905 года Карташев увольняется из Академии и становится преподавателем Высших женских курсов и одновременно подрабатывает в Публичной библиотеке. На женских курсах историк проработал до 1918 года.

Получив степень магистра богословия, Карташев перестал платить крестьянские подати. До этого он их платил именно потому, что происходил из крестьян. Карташев активно включился в духовную жизнь Петербурга, дружил и близко знал Мережковского, Гиппиус, Шагинян и многих других деятелей «серебряного века».

Жизнь Антона Карташева до 1917 года складывалась следующим образом:

  • возглавляет религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге начиная с 1909 года,
  • в это время он сотрудник журналов «Новый Путь», «Вестник жизни»,
  • в 1912 году входит в руководящий состав масонской ложи Великий Восток народов России, которая приближала гибель собственной страны,
  • после февральской революции 1917 года становится одним из лидеров кадетской партии и принимает активное участие в разрушении прежней императорской России.

В 1917 году Карташев назначен обер-прокурором Святейшего Синода, а затем министром исповеданий. Принимал довольно деятельное участие в работе Поместного Собора Русской Церкви. После падения Временного правительства был арестован советскими властями вместе со всеми другими министрами.

Интересный факт! По ходатайству Александры Коллонтай, Карташев был освобожден из-под ареста. Видимо первой российской женщине феминистке импонировало то, что ученый долгое время преподавал на Высших женских курсах.

Как член Временного правительства, Антон Карташев был под контролем советской власти, но при этом участвовал в работе Поместного Собора Русской Церкви и несколько раз встречался с Патриархом Тихоном. Но в советской России ему не было места, и поэтому в 1919 году он эмигрировал.

Биография в эмиграции

Сначала Карташев оказался в Эстонии. И пока на территории Прибалтики господствовал генерал Юденич, занимал в его правительстве должность министра исповеданий. После поражения белого движения в Прибалтике, несмотря на то что образовалось несколько буферных государств, враждебных Советской России, не согласился вернуться на родину и эмигрировал в Западную Европу.

Его судьба складывалась таким образом:

  • председатель русского национального комитета в Финляндии, Париже,
  • активный участник русского студенческого движения,
  • редактор журнала «Борьба за Россию»,
  • активный прихожанин русских приходов, подчинявшихся Константинопольскому Патриархату,
  • профессор русской истории в Сорбонне с 1922 по 1939 года,
  • входил в число основателей Свято-Сергиевского православного института в Париже.

Свято-Сергиевский богословский институт в Париже

Он долгое время был преподавателем этого учебного заведения, его учениками были отцы Иоанн Мейендорф и Александр Шмеман, которые на сегодняшний день являются одними из самых авторитетных богословов Русской Церкви.

В годы господства гитлеровской власти Карташев не раз вызывался в гестапо, где подвергался многочисленным допросам, цель которых состояла в том, чтобы профессор выдал своих учеников, чего он никогда не делал.

После войны Карташев продолжил преподавать в Свято-Сергиевском институте, который подготовил немало способных богословов и миссионеров. Профессор мирно почил 10 сентября 1960 года во французском местечке Ментона.

Факт! Студентам Свято-Сергиевского православного института Антон Владимирович был известен не только как историк Церкви и богослов, но и как отличный певец церковного хора и чтец книг Святого Писания.

Труды и публикации

Карташев — один из самых известных и уважаемых русских богословов и историков Церкви XX века. В полной мере его талант развился именно в эмиграции. И в этом нет ничего удивительного, так как жизнь в России (в основном политическая, церковно-общественная деятельность) не давала возможности для научных исследований. Будучи в эмиграции, Карташев публиковался в следующих изданиях:

  • «Путь»,
  • «Вестник русского христианского движения»,
  • «Православная мысль»,
  • «Современные записки»,
  • «Церковный вестник Западно-Европейской епархии».

То есть все, что выходило на русском языке, посвященное христианскому просвещению и богословию, благодаря трудам Карташева. И они были довольно значительны в то время, когда ученый имел возможность заниматься науками.

До революции ученый издал несколько работ, которые можно охарактеризовать как подготовительные к основным трудам, в них накапливался материал. Например, такой труд как «Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории», увидевший свет еще в 1903 году, стал основой монографии в двух томах под названием «Очерки истории Русской Церкви», изданной в Париже в 1959 году.

А. Карташев Очерки по истории Русской Церкви

Очевидно что данный труд стал итогом изысканий Карташева, а также его наблюдений в течение многих лет преподавания и административной деятельности. Сочинение это изумительно и по своей структуре, постановке вопросов, а также прекрасному языку изложения.

Также очень немаловажный труд, получивший первое свое печатное издание в Париже в 1963 году, назывался «Вселенские Соборы». В этой монографии Антон Карташев в самых тщательных подробностях исследует все Соборы еще единой Церкви. Книга написана очень понятным и доходчивым языком. Все что сложно, становится понятным, благодаря Антону Владимировичу.

Видно, что эти труды — плод самых тщательный размышлений, которые ученому удавалось вести в последние десятилетия своей жизни, и они воплотились в его самых главных сочинениях.

Карташев был не столько политический деятель, сколько ученый и богослов. И он смог реализовать свои задумки на страницах монографий и учебников. Последние пять лет до своей кончины он работал над пособием по исагогике Священного Писания, охватывающим Пятикнижие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гороскопы на все случаи жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: