В ходе православного богослужения использует ряд книг, в которых записаны тексты для каждого священнодействия. Это прежде всего Библия и акафист, и каноны, а также требник — книга, в которой изложены последовательно все требы, т.е. особые священнодействия и Таинства.
Сборник используется в тех случаях, когда священнослужитель совершает особое действие, не входящее в храмовое богослужение. Название книги произошло от древнерусского слова «треба» — жертва или осуществление особого обряда.
Требник богослужебная книга, в которой излагается чинопоследование треб
Оно имело сакральный смысл и сегодня означает особое действие, совершаемое священнослужителем по просьбе прихожанина (по требе). К чинопоследованию треб относятся все Таинства Церкви, т.е. молебен, отпевание, освящение, благословение, панихида, кроме Причастия и рукоположения в сан.
История происхождения
История требника начинается во времена апостольские, когда для проведения богослужения создавали некие записи молитв, которые читались по особым случаям. Первые книги подобного характера не дошли до современности и были утеряны или утрачены до времен становления христианской Церкви.
Самым ранним примером является сборник молитв, которые записал епископ Тмуитский Евхологион. Его записи являются частью сборника «Апостольские постановления» и находятся в восьмом томе. Историки предполагают, что этот документ был составлен в IV веке в Египте, где проживал епископ.
По мере становления Церкви и расширения ее богослужений и таинств, росло количество совершаемых по особым случаям молитв вплоть до IX века. Для удобства их записывали и получались своеобразные сборники с молитвословиями, которые зачитывались в определенных ситуациях.
Все чинопоследования, описанные в требнике, появились в апостольские времена
В Греции одновременно с требником составляли и записывали и Молитвослов или Евхологион. До нашего времени дошли рукописи VIII–IX веков, которые были составлены и записаны в Барберини и в Синайском монастыре.
На территории СНГ требник появился в IX веке после того, как был переведен Кириллом и Мефодием на старославянский язык. Этот вариант составленных молитвословий сохранялся и использовался во время богослужений вплоть до царствования Иоанна Калиты.
Уже при этом великом князе митрополит Киевский Феогност дал повеление составить новый перевод, который митрополит лично привез в 1328 году в Киевскую Русь. Впоследствии именно этот вариант книги использовался повсеместно на территории России, Украины и прочих славянских государств в православных храмах.
На протяжении последующих веков, особенно с развитием книгопечатания, требники переписывались, дополнялись и исправлялись. Каждый новый патриарх вносил в сборник свои корректировки:
- Филарет (1619 −1633 гг.).
- Иоасаф (1634 −1640 гг.). При этом патриархе сборник стал включать и приложение Соборных постановлений.
- Иосиф (1642 — 1652 гг.). После всех корректировок и дополнений, вышедший экземпляр стал называться Большим.
- Никон (1652 — 1666 гг.).
- Иоасаф II (1667 — 1672 гг.). Этот муж выпустил сокращение, которое впоследствии стало именоваться Малым.
- Иоаким (1674 — 1690 гг.) включил в собрание Номоканон.
Последнее исправление было совершено в 1863 году при митрополите Арсении и с его благословения, оно было выпущено в печатном виде и получило название Требник Дополнительный. Дополнения и корректировки первых изданий привели к тому, что сегодня в богослужении используется наиболее полный и качественный сборник всех молитв.
Язык написания
Изначально требник был составлен на греческом языке, поскольку писали его греческие монахи. Впервые на языке славян его выпустили Кирилл и Мефодий, когда перевели существующий греческий вариант. Сегодня это древнеславянский язык, который не употребляется в церковном богослужении.
На славянский язык впервые требник был переведен Кириллом и Мефодием в 9 веке
На церковнославянский язык, который сегодня звучит в каждом храме, требник был переведен в 1328 году при патриархе Феогносте. Это был рукописный вариант сборника, поскольку книгопечатание не было развито. Впоследствии печатные варианты были изданы по приказу патриарха Филарета (начиная с 1564 года).
В современной православной церкви используются 2 варианта: на церковнославянском и русском языке. По обычаю проведение треб происходит на церковнославянском языке, согласно традиции, однако по просьбе прихожан или другой особой причине священник может читать молитвословия на русском языке, который понятен окружающим.
Виды и содержание
Требник был множество раз переписан и дополнен, поэтому сегодня существует несколько вариантов этого сборника. Каждый из них используется по усмотрению священнослужителей.
Большой требник — он состоит из 2 частей, которые в целом заключают все существующие в РПЦ требы. Первая часть содержит молитвословия главных церковных Таинств (крещение, помазание миром, венчание, елеосвящение и покаяние), которые должны происходить в жизни человека.
Большой требник содержит последование всех церковных Таинств
Это наиболее важные таинства, которые имеют огромное духовное значение в жизни христианина. Вторая часть охватывает все прочие молитвенные нужды, которые не оказывают глубокого влияния на душу человека, но также важны для него. В этой части можно найти молитвословия:
- на освящение земли, квартиры и прочего имущества,
- на освящение еды и урожая,
- при начале работы,
- благословение пасхальных угощений,
- об изгнании злых духов и пр.
Кроме этих текстов, в Большом Требнике можно найти последования к общественным богослужениям (обряд омовения ног в Великий Четверг, обряд принятия в Лоно Церкви, освящение храма и пр.). После этих частей в сборнике изложено собрание канонических правил (Номоканон) и месяцеслов с указателем святых.
Малый Требник — это сокращенный вариант Большого, поэтому в нем прописаны только несколько укороченные Таинства, последования к священнодействиям и месяцеслов.
Важно! Эти молитвы чаще всего читаются приходскими священниками. Номоканон же также входит в сборник, но в его самом сокращенном варианте, содержащим только главные правила.
Дополнительный Требник — в этом собрании можно найти только чины освящения. Они читаются при благословении храмового креста, сосудов для служения, риз священника, икон и прочей церковной атрибутики. Кроме этих, тут прописаны молитвословия на освящение бытовых предметов, которые христиане используют дома.
Требник митрополита Петра Могилы — был издан в 1646 году. Целью издания этого сборника была необходимость дать украинскому народу руководство к традиционным православным церковным обрядам. Митрополит считал, что католичество оказало существенное влияние на церковь, поэтому создал, как он считал, очищенную от погрешностей и заблуждений книгу молитвословий.
Требник митрополита Петра Могилы
Существует также и множество различных изданий требников, которые выпускались с небольшими изменениями и корректировками действующих патриархов. Но все они крайне похожи и содержат молитвы к главным и второстепенным обрядам церкви.
Последовательность молитв в требнике
Несмотря на издание и размер требника, молитвы в нем всегда располагаются согласно определенным правилам. Чаще всего последовательность такая:
- Молитвы, совершаемые во время главных жизненных Таинств — при Покаянии, Крещении, Венчании, Миропомазании.
- Молитвы, которые читаются в ежедневных или регулярных христианских обрядах. Сюда входят тексты, которые читаются при благословении пищи, омовении ног, при начале работы и пр.
- Номоканон — это сборник церковных правил и канонов. В зависимости от издания в Номоканон может входить 228 и менее правил.
- Месяцеслов — православный календарь с указанием всех церковных праздников.
- Сословия — указатель имен православных святых.
Определенная последовательность молитв необходима для того, чтобы человек мог с легкостью найти необходимый текст.