Верующие часто обращают внимание на разные цвета облачений священнослужителей. Они выделяются символической интерпретацией и посвящены празднованию разных дней и церковных праздников. По установленным обычаям, облачение на сретение и на другие важные даты является символом этого дня и напрямую связывает священника с Богом.
Цвет облачения важен
Какого цвета должно быть облачение. Священнослужитель должен провести церковную службу в голубом облачении, тем самым символизируя целомудрие, чистоту души и помыслов. Кроме традиционного праздника Сретения господня, голубое облачение можно увидеть на священнослужителях в день посвящения Божией Матери.
Оттенок облачения имеет особое значение, священнослужителям запрещено нарушать правило. Почему небесный цвет? Дева Мария, которая и являлась сосудом благодати, олицетворяет красоту небес и девственность.
Сретение Господне объединяет в себе характеристики двух праздников. Это двунадесятый праздник Господа и Богородицы. Длится он 8 дней: с 2-15 до 9-22 февраля включительно, последний день празднования Сретения называется отдание.
Священнослужитель надевает белое облачение в день Воскресения Христова. Белый символизирует образ Всевышнего, проявившегося из Гроба Господня. А главный тон на Пасху – алый и золотой.
В дни памяти всех святых цвет облачения священнослужителя должен быть золотистым или желтым.
Объяснение церковной литературы
В литургических писаниях хранится полная анонимность значения цветов. На древних иконах указывается, какого тона одеяние должно быть, но это нигде и никем не объясняется. Однако ряд указаний в священных писаниях позволяет обратить внимание на главные ключи по расшифровке этого вопроса. Его изучению посвятили свои работы многие советские и современные ученые.
В сложившихся принципах облачений священнослужителей бытует несколько мнений. Есть белый и главные оттенки палитры, что являются его основой (или с которыми он легко комбинируется). Также можно увидеть черный тон: недостаток солнца, символ горя или избавления от торопливости мира. Много десятилетий назад черный выделялся двумя разными символическими интерпретациями. Он считался антиподом белого, символизировал нечто, что относится к «темной стороне», «бесам», гибели. Также черный – символ смирения и прощения.
Второе объяснение в писаниях обращает внимание верующих на спектр оттенков солнца. Радуга является основой для всех древних икон, где использовались только ее цвета. Радуга , это удивительное по красоте природное явление, что было представлено Ною как знак Бога. Тысячелетиями ее олицетворяли как дугу или мост, который связывает Небо и Землю между собой, связывает два Завета.
Важно обратить внимание, что священные писания связывают белый не только с чистотой, но и с символом Бога на земле. Белый переливается всеми цветами радуги, как бы является частью каждого цвета.
Если обратить внимание на древние иконы, то можно отметить главные истины:
- Ангелы и святые всегда носили белый цвет.
- В этого же цвета одежды облачена «невеста Агнца».
- Характерный для Бога и его святости тон словно отражается в многоцветной радуге, в свете вокруг алтаря Всевышнего, в отблеске ценных камней и золоте, что являются основой «Нового Иерусала», что именуется Церковью.
Всевышний отображен то в старинной еврейской верхней длинной одежде небесного оттенка, то в одеянии алого оттенка (красный), что символизирует пролитую кровь. Сын Божий пролил ее, чтобы спасти все человечество, и поэтому всегда во время службы священник питает кровью Господа прихожан. Ангелы в белом иногда носили золотые пояса, на головах святых можно увидеть золотые повязки или венки.