Ореховый Спас празднуется 29 августа по календарю славян. Это последний из трех Великих Спасов, помимо Спаса Медового и Яблочного. Иначе его называют Спас на холсте, Холщовый Спас, Хлебный Спас или Осенний. Сразу скажу без предисловий, что событие у Православных носит иное название Перенесение нерукотворного образа Господа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь.
О сути празднества, традициях, народных обрядах и пойдёт речь.
Перенесение нерукотворного образа Господа в Константинополь
События уносят нас на тысячу лет назад, во времена царствование в Едессе царя Авгаря. Он страдал от проказы и воспаления суставов. Услышав о чудесах Иисуса, сам не имея возможности передвигаться, царь отправил в Иерусалим писца Анания с посланием к Иисусу и просьбой излечить его. Ещё будучи художником, писец должен быть написать портрет того, от кого зависела жизнь царя.
Письмо было доставлено и вручено будущему Спасителю. И только написать его портрет художнику не удавалось. Лицо Сына Божьего постоянно менялось под действием высокой благодати, которая от Него исходила. Иисус догадался о намерении Анании, решил ему помочь. Он доказал на себе невозможность отделить человеческую сущность от Божественной, явив великое чудо. Христос омыл лицо и вытер его полотном (убрусом). Отпечаток лица Христа тут же проявился на холсте. В последствии образ получил название Святой Мандилий.
Он вместе с письмом, написанным Иисусом, был вручён писцу.
Анания доставил Мандалий больному царю Авгарю. При вручении и все окружающие были свидетелями частичного исцеления царя на их глазах. Полное же исцеление произошло позже, когда апостол святой Фаддей, покрестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. На Нерукотворном Образе были изречены слова:
«Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится»
Образ был размещён над городскими воротами и отныне был причислен к Нерукотворному Образу.
Однако, в событиях следующих сотен лет, пришло идолопоклонство, Христианство забыто, как и Нерукотворный образ Мандилий.
И только спустя годы, в 545 г. данный Образ был возвращен всем верующим. А 29 августа 944 году император Константин Багрянородный дал указание перенести Образ и то письмо в тогдашнюю столицу Православия в Константинополь.
Вот поэтому Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа называют третьим Спасом, «Спасом на холсте» и празднуют 29 августа. Икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.
Спас на Холсте является заключительным и закрывает строгий Успенский пост.
Самое важное в этом празднестве посещение службы, молитвы и дань Господу за силу его и нескончаемую Божью благодать. Можно помолиться дома.
В храме проходится освещение воды.
На Хлебный Спас почитают мученика Диомида. Он помогает в излечение болезней. Почитается Федоровская икона Божьей Матери. В этот праздник особенно молятся женщины о благополучие в семье, просят избавления от проблем и житейских трудностей. Беременные просят легких родов.
После службы происходит освещение орехов. С этого дня их рекомендуется есть.
Ореховый Спас: народные традиции
Учитывая, что в наших широтах лето заканчивается, а вместе с ним и уборка урожая. К этому времени собрано зерно с полей, и хозяйки пекли первый хлеб из новой муки.
И сейчас в традициях славян печь вкусные булки, пироги с орехами, яблоками, на стол ставить мёд. Праздничную трапезу начинают именно с этих продуктов, всё усердно поедается гостями, угощают близких, бедных людей.
Накануне праздника заканчивался Успенский пост (27 августа), и поэтому на столе рядом с героями днями уже присутствуют рыбные и мясные блюда.
Холщовый Спас давал отсчёт торговле тканями. Традиционно повсюду открывались ярмарки.
Если в другие церковные праздники работа не приветствуется, то на Осенний Спас труд в почете. Как раз самое время заканчивать работу в поле, в огороде, продолжать делать запасы на зиму, заготовки, соленья, варенья, консервацию.
Подробно о приметах на Ореховый Спас можно посмотреть в видео ниже.
Поговорки на Ореховый спас
— Третий Спас хлеба припас.
— Спас — на полотне, а хлебушко — в гумне.
— Урожай на орехи — жди в следующем году урожая хлеба.
— Ласточки отлетают в три раза — в три Спаса.
— Журавли отлетели к третьему Спасу — на Покров будет морозно.
— Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — холсты продают.
Это осенний праздничный день, наполненный силой земли и природы. Следует использовать энергетику дня и направить её на лечение, обогащение или решение своих проблем.
С праздником всех, с Ореховым Спасом.