В некоторых конфессиях Христианства к верующим обращаются, да и они сами себя называют детьми Божьими. Однако, в Православии чуть иная традиция: православные же сами себя читают Божьими рабами. Но ведь казалось, бы Бог наш отец. Этим обращение начинаются (Отче наш), а заканчиваются молитвы (раб твой). Откуда такое несоответствие?
Почему мы рабы Божьи
Такая традиция идёт издревле, с древней израильской земли. Иисус Христос обращается к своим последователям так:
«Отныне не зову вас рабами, ибо раб не ведает, что делает господин его, но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:15)
А вообще-то и у иудеев не каждый раб был бесправной вещью. Зачастую мог быть другом, слугой, доверенным лицом и даже, если у хозяина не было сына – его наследником. Например, у Авраама был раб Елиезер, который в Священном Писании назван «домочадцем» (Бытие, глава 15, стихи 2-3). Более того, Авраам доверил Елиезеру высокую миссию – поиски невесты для своего сына. Он снабдил раба караваном верблюдов, дал ему еду и одежду и даже драгоценности для будущей жены сына. У Елиезера и мысли не было убежать на свободу от своего господина, он выполнил данное ему поручение.
В книге Притчей Соломоновых читаем:
«Разумный раб господствует над беспутным сыном, и между братьями разделит наследство» (глава 17, стих 2).
Порой глава семьи мог выделить достойному рабу долю из наследства своих детей, если дети не оправдывали ожидания родителей.
Закон Моисея запрещал пожизненное рабство:
«Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его» (Исход, глава 21, стихи 2-3).
Таким образом, человек сам по своей личной инициативе готов пред Богом быть его рабом. Эти демонстрируя пред ним свою преданность, верность и, выражая высшую степень служения и готовность идти на ним. Не малую роль в этом сыграли молитвы, переданные нам предками и составленные монахами, святыми и служителями Православия.