Не успел отойти Медовый Спас 14 августа, как уже идёт следующий, второй Спас Яблочный, праздник, приходящийся на 19 августа. Он приходится на Успенский пост, продолжительностью в 2 недели ( с 14 августа по 27 августа). И 19 августа Русской Православной Церковью отмечается Преображение Христова, который часто принимают на Яблочный Спас.
Католики празднуют его 5 августа, другие церкви по своему высчитают эту дату. О сути этого события, его истории, традициях празднования и пойдёт речь. Праздник является Двунадесятым, то есть входит в число 12-ти основных после Пасхи торжеств. Конечно, смысл этого праздника вовсе не в том, что пришла пора созревания яблок, всё гораздо глубже.
Яблочный Спас, Преображение Господне: история праздника
19 августа по Православному календарю празднуется особое, очень важное событие Преображение Божье. Иначе говоря, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа , продемонстрированное перед тремя его учениками. Так об этом повествуют все Евангелие, кроме от Иоанна:
Иисус пророчески произнёс: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1), троих ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). При этом явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). Увидев это, поражённый и испуганный Пётр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос:
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение, Его слушайте. (Мф. 17:5)
Иисус запретил говорить об увиденном своим ученикам, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
Той горой принято считать как гору в Галилее Фавор, так и отрог горы Хермон, находящейся в окрестностях Кесарии Филипповой. Это в Палестине.
Преображение показывает, прежде всего, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое.
Первоначально праздник Преображения Господня был установлен в Армении в IV веке святителем Григорием Просветителем и затем распространён в другие Церкви. События описанные в Евангелие происходили не задолго до Великого Воскресения Христа. То есть весной, но в силу сложившихся переносов и некоторых несовпадений, он празднуется осенью. Впрочем так ли это важно, гораздо важнее, суть этого события.
В этот день в Храмах совершаются литургии с литургикой и песнопением.
Молитвы на Преображение Божие
Тропарь празднику
Изменив Свой вид на горе, Христе Боже, Ты тем показал ученикам Твоим Твою славу, насколько они могли видеть. Пусть молитвами Богородицы и перед нами, грешными, возсияет вечный свет Твой: Податель света, слава Тебе.
Кондак
Господи, Ты преобразился на горе и Твои Ученики, насколько им позволяли их человеческие чувства, видели Твою славу, чтобы они узнали, когда увидят Тебя распинаемым, что Ты страдаешь добровольно, и чтобы они проповедали миру, что Ты воистину есть Отчее сияние.
В конце литургии положен молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения.
На вечерней службе читается стихера Господу. После службы происходит освещение яблок, винограда и иных плодов, несущих прихожанами.
Цвет одежды верующих, конечно же, белый символ божественного света.
При чём здесь яблоки?
А почему же торжество называется Спас Яблочный? Да, всё просто. В Армении в этот день освещали и продолжают так делать, ведь виноградные гроздья истинно божественные ягоды ( кагор вино из винограда Христова кровь). Но в широтах Руси виноград не рос, а потому стали освещать яблоки. Считается у православных, что до 19 августа яблоки вкушать запрещено.
Вообще все Спасы это народные праздники урожая, совпавшие или приуроченные к определённым событиям в Православии.
Если заглянуть в историю, то Яблочный Спас, как и два других, праздновался древними славянам издревле. Может потому и при Крещении Руси некоторые праздники наложили на существующие или скорее всего сами прихожане несли в этот день дары в храм, освещая их и воздавая благодарность Богу.
Итак, как видим, как мёд к Первому Спасу, так и яблоки ко Второму Спасу (Яблочный Спас) имеют весьма далёкое богословское отношение. Здесь демонстрируется симбиоз народных душевных чаяний и великих обрядов веры.
А спустя 10 дней, после Яблочного Спаса, то есть 29 августа наступит Третий Спас. Иначе его называют «Ореховый», «Хлебный», «Спас на холстах» или «Спас на полотне» так же весьма далёкий от Православной сути события. Что это за праздник мы поговорим позже.
Обряды и приметы на Яблочный Спас
В народе Яблочный Спас имеет несколько других названий, его называют Первыми осенинами, Праздник первых плодов, Средний Спас, Спас на горе, Горохов день. Люди замечали:
«Пришел яблочный спас – ушло лето от нас».
Ещё, по древнему поверью в этот день ангелы на небесах, угощают яблоками детские души, а женщина, вкусившая плод раньше наступления праздника, лишала душу ребенка угощения. Родители, потерявшие своих детей младенцами, шли на кладбище в этот день помянуть своих усопших кровинок.
С праздником Преображения связаны многие приметы и обычаи.
Полагалось исстари как можно больше плодов раздать родным, знакомым и просто бедным. Тогда будет здоровье, богатство и хороший урожай в будущем. Почему не последовать её и в наше время.
А ещё такая немного интересная и смешная примета: если в этот день к вам на руку дважды сядет муха, то ждите успех! Очень важно быть терпимым ко всему вокруг, даже мухам, не прогонять их, чтобы не спугнуть удачу.
С праздником всех, с Преображением Господним и с Яблочным Спасом.
Ешьте яблоки, угощайте детей и своих близких, в них заложена сила и богатство природы. Учёные признали яблоко самым полезным плодом.