В еврейской мифологии существует легенда о том, что Ева была не первой женой Адама. Рождение такой версии основано на текстах Священного Писания. Здесь о появлении женщины говорится два раза: на 6-й день (« и создал Бог человека по образу и подобию своему, как мужчину и женщину ») и по окончании сотворения мира (история о Еве, которая была сотворена из ребра Адама).
Далее рассмотрим, имеет ли под собой почву такое толкование Библии и как относится к нему православная церковь.
История Адама и Лилит
Центральной фигурой еврейской демонологии является Лилит. Это одно из многочисленных имен злого духа, который не оставляет в покое род человеческий. По бытующим верованиям, он:
- всячески вредит роженицам и их младенцам,
- совращает мужчин,
- является во сне в образе соблазнительной женщины, приводя к самопроизвольному семяизвержению,
- рождает демонов в несметном количестве,
- бродит по ночам привидением.
Когда-то этот страшный демон был первой женщиной, сотворенной Богом для мужчины. Но тот ли земной прах попался некачественный или по другой причине, из Лилит не получилась достойной спутницы Адаму. Это была своенравная женщина, не желающая ни в чем уступать мужу, каждый раз доказывающая ему свое превосходство.
Леди Лилит. Картина Джона Кольера
В конце концов Лилит покинула своего супруга, данного ей Богом, и пустилась в «свободное плавание». Она стала сожительствовать с демонами, со временем превратившись в одного из них. Ее считают супругой самого сатаны. Поэтому впоследствии Бог сотворил Адаму другую женщину. Но сделал это уже из ребра мужчины, а не из земного праха, поставив тем самым ее в подчиненное мужу положение.
По легенде, именно оскорбленная таким поворотом событий Лилит была тем змеем, который позавидовав красоте Еве и ее крепким отношениям и любви с Адамом, соблазнил их и обрек на изгнание из райских обителей. Вот такая трагическая история случилась на заре человеческой цивилизации и заложила основы отношений между мужчиной и женщиной.
Дети Адама и Лилит
В древних каббалистических сочинениях повествуется, что отношения между первыми супругами не прошли бесследно и окончательно. Лилит, не желая уступать Адама сопернице, вновь и вновь возвращалась, стараясь соблазнить. После грехопадения Каина смерть пришла на землю. Адам удалился от Евы и проводил время в одиночестве и в посте.
В этот период его стала посещать Лилит, которая также не смогла окончательно забыть своего первого супруга за его солнце- подобную красоту. Она делила с Адамом ложе против его воли, и от этой связи рождались демоны. Они были всегда угрюмы или печальны, и не было у них никакой радости. Существует версия, что Каина родила Адаму именно Лилит, а Авеля — Ева.
Образ Лилит в литературе, искусстве
Яркий, увлекающий воображение, образ Лилит не раз возникал на страницах литературных произведений. Он лежит в основе таких известных всем произведений:
- «Лолита» Набоков,
- «Райская обитель» Данте,
- «Мастер и Маргарита» Булгакова,
- «Кровать для троих» Милорад Павич, известный сербский писатель,
- «Сон Лилит» Уитли Стрибер,
- «Лилит» Лидия Обухова,
- «Попытка ревности» Марина Цветаева,
- «Ева и Лилит» Николай Гумилев,
- «Красногубая гостья» Федор Сологуб,
- «Роза мира» Даниил Андреев,
- «Лилит» Аветик Исаакян,
- «Лилит» Макдональд,
- «Люциферианское Ведьмовство» Майкл Форд.
Поэты и писатели в основном придавали романтическую окраску образу Лилит. Она вдохновляла их своей свободой, ведьминской притягательностью, смелостью и загадочностью. Во многих произведениях Лилит стала символом любви, приобрела положительную окраску, утратив демонические черты.
Грехопадение. Картина Гуго ван дер Гуса
Образ Лилит был притягателен не только для поэтов, писателей, но и художников, например, «Леди Лилит» Данте Габриеля Россетти, «Лилит» Джона Кольера. Лилит часто изображается на картинах средневековых художников в виде женщины-змея, искушающего Еву:
- Гюстав Моро «Ева»,
- Рафаель «Адам и Ева»,
- Джон Роддэм Спенсер Стенхоуп «Искушение Евы»,
- Микеланджело «Грехопадение»,
- Хуго ван дер Гус «Грехопадение».
Но можно сказать, что картин с образом Лилит довольно мало. Это объясняется тем, что он перекрывается общепринятой библейской историей о сотворении мира и человека, а также отрицательными качествами этого персонажа, сомнительностью его существования.
Отношение православия
Несмотря на то что христианство основывается на Священном Писании, оно не принимает демонологию и мифологию, распространенные в иудейской среде. Библия запрещает общение со злыми духами, обращение к ним, употребление различных заклинаний. В древних текстах Святого Писания присутствует прямое указание на это, призывая наказывать ворожей смертью.
Но евреи, неверно понимающие свою религию, часто злоупотребляют этим. Это с их легкой руки укрепляется вера в существование таких сомнительных персонажей, как Лилит. Вместо искренних молитв и покаяния, обращения к Богу, такие заблудшие души произносят заклинания, стараясь запретить демонам вмешиваться в их жизнь. Тем самым превращают религию в магические обряды и теряют связь с Богом, который один может защитить их от всяческих бед и напастей.
Внимание! Православная церковь признает существование только одной женщины, являющейся праматерью всего человечества — Евы. Мифы и легенды, связанные с именем Лилит, являются выдумкой или неверным толкованием (переводом) священных текстов. Тем, кто верит в подобную чушь, следует остерегаться слишком легкомысленно относиться к религии.
Такой путь может легко обречь человека на вечную погибель. Достаточно привести в пример многочисленные секты, которые свободно, на свое усмотрение объясняют смысл Библии. Это приводит их членов к разрушению собственной жизни и гибели еще здесь, на земле. Еврейская (каббалистическая) или любая другая демонология уводит души от Бога, заставляя ум и сердце погружаться в духовную тьму, страх и забвение.