Сравнение судов «Пассат» и «Академик Н. Вавилов»

Интересно сравнить основные характеристики парусника «Пассат» с наиболее современным рефрижератором «Академик Н. Вавилов», построенным по заказу СССР в Дании (1986 г.) и принятым в качестве аналога для сравнения. Так, при практически одинаковой вместимости трюмов масса металлического корпуса парусника-катамарана получилась приблизительно на 20% больше, чем у однокорпусного теплохода «Академик Н. Вавилов», а масса судна порожнем у парусника оказалась больше лишь на 5%. Это произошло главным образом благодаря значительному уменьшению массы главных двигателей, а также другого механического оборудования.

Судовая энергетическая установка на парусном судне «Пассат», учитывая ее вспомогательную роль, обладает меньшей мощностью, чем на теплоходе «Академик Н. Вавилов».

Другая особенность энергетической установки «Пассата» — использование среднеоборотных двигателей с редукторами и винторулевыми колонками. Это обеспечило благоприятную возможность вынесения механической установки из трюмной части корпусов наверх, на платформы, с высвобождением полезных объемов в трюмах и исключением длинных валопроводов.

От каждого главного двигателя «Пассата» предусматривается отбор мощности на валогенераторы, что позволяет использовать избыточную мощность главных двигателей при движении под парусами для выработки электроэнергии. Для обеспечения таких режимов предусматривается использование ВРШ с возможностью установки лопастей во флюгерное положение.

На судне имеется система автоматизированного управления комплексом паруса — ВРШ — двигатели без каких-либо затрат ручного труда на работу с парусами.

Ходовые качества судна, идущего под парусами при неработающих двигателях, рассчитаны в зависимости от курсового угла истинного ветра и его скорости с учетом дрейфа и волнения. Скорость при ветре 10 м/с (5 баллов) на наиболее выгодном курсе относительно ветра (бакштаг) составляет около 18 уз, а при ветре 20 м/с (9 баллов) — более 25 уз. При ходе под двигателями, с опущенными парусами, на тихой воде скорость равна 15 уз.

Грузовые операции должны осуществляться горизонтальным методом, для чего на корме с правого борта имеется аппарель, рассчитанная на двухрядное движение автопогрузчиков.

Оценка экономических показателей парусного судна «Пассат» позволяет сделать вывод о его вполне реальной конкурентоспособности по отношению к аналогу типа «Академик Н. Вавилов».

Правда, согласно расчетам, стоимость парусника превысит стоимость теплохода ориентировочно на 10—15%. Однако годовая экономия на топливе составит 264 тыс. руб., что позволит окупить дополнительные капитальные затраты на строительство, связанные с конструктивной спецификой парусника, в течение 8—10 лет, Очевидно, что вместе с этим на таком судне может быть достигнуто значительное снижение загрязнения окружающей среды отработавшими газами дизелей.

Выполненная эскизная проработка и проведенные модельные испытания подтвердили техническую возможность и экономическую целесообразность постройки быстроходных транспортных судов различных типов и назначений, на которых ветроэнергетическое вооружение с полностью автоматизированной системой управления комплексом паруса — ВРШ — двигатели будет представлять основную пропульсивную установку, а механическая энергетическая установка, работающая на гребные винты, будет служить лишь вспомогательным целям.

Авторы понимают, что необычность и новизна предлагаемых конструктивных решений, к сожалению, с трудом укладываются в сознании некоторых специалистов с точки зрения реального воплощения этих решений. Мы в своей работе руководствовались осознанием того, что придет время, когда основным принципом развития научно-технического прогресса будет «не отвоевывать милости у природы», а находить пути развития в единении с ней.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Гороскопы на все случаи жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: